Елена ХАЧАТУРЯН,

литературовед, историк

ЛЮБОВЬ ИЛИ МИСТИФИКАЦИЯ?

История отношений ЛАУРЫ И ПЕТРАРКИ

Отношения величайшего поэта позднего средневековья Франческо Петрарки и его возлюбленной Лауры много веков служат символами романтической любви. Но чем серьёзнее погружаешься в исторические материалы, тем больше обнаруживается нестыковок. Нелепостей настолько много, что из любовной истории вдруг начинает формироваться детектив с весьма странным сюжетом.

Итак, начнём распутывать нити. Начало жизни Франческо Петрарки складывалось сложно. Его отец Пьетро ди сер Паренцо был изгнан из Флоренции за политические взгляды в 1302 году вместе с великим Данте Алигьери. Семья скиталась по небольшим городкам Тосканы, а затем осела на юге Франции. В 1304 году у Пьетро родился сын, ставший впоследствии великим Франческо Петрарка. Парень поступил в школу, потом по требованию отца начал изучать юриспруденцию, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца в 1326 году. Тут судьба улыбнулась молодому честолюбивому выпускнику. Петрарка получил должность юриста при папском дворе в Авиньоне — весьма уважаемое место, дающее хоть и небольшой, но стабильный доход. Иных средств к существованию не имелось: от отца осталось единственное наследство — рукопись сочинений Вергилия. Сейчас бы сказали, что этому манускрипту вообще нет цены, но и в те времена это была весьма дорогая вещь, которую трудно купить, но ещё труднее продать.

А дальше начались загадки. Через год молодой человек бросил престижную работу, служившую единственным источником дохода, и уехал в глухую деревеньку Воклюз.

Там купил добротный дом в живописной долине реки Сорг, где прожил почти 16 лет (1337–1353). Покупка была оплачена золотыми монетами, обстановка приобреталась самая шикарная, да и зажил безработный поэт «на широкую ногу».

Лаура, рисунок XV века. Библиотека Лауренциана

Откуда у Франческо появились большие деньги? Загадка. Пока отложим этот вопрос.

Неожиданный переезд Петрарка объяснил любовью с первого взгляда к случайно встреченной девушке по имени Лаура. И желанием жить рядом с возлюбленной. Такая всеобъемлющая любовь!

С одной стороны, всё бывает. С другой…

Достоверно известно, что загадочная девушка Лаура ни в Воклюзе, ни в окрестностях не жила. Более того, за всю последующую жизнь поэта никто из современников её ни разу не видел. Ни друзья, ни знакомые, никто…

Вся информация о великой любви исходила из самого Петрарки и его сонетов. Правда достаточно разгульная жизнь поэта в Воклюзе плохо вязалась с заявленными романтическими чувствами. Несмотря на священнический чин у него были многочисленные связи с местными женщинами и несколько незаконнорождённых детей.

Так существовала неуловимая, как ангел небесный, Лаура или нет?

«Как же так?» — удивится читатель. «Всем известны портреты Лауры, её родословная…»

Действительно, имеются многочисленные истории происхождения и жизни Лауры. По одной из версий она — прапрабабка знаменитого маркиза де Сада и её фамилия де Нов. Обнаружились даже наследники с восторгом эксплуатирующие славу. По другой гипотезе: она была замужем, имела одиннадцать детей и умерла в возрасте 38 лет то ли от чумы, то ли от туберкулёза. Художники рисовали её портреты с непременно золотыми волосами (l’aurea — золотая). Есть картины, иллюстрирующие встречи Лауры с Петраркой. И вот уже более шести столетий мир восхищается образцом романтической любви.

На самом деле всё это грандиозная мистификация.

Лауру «встречал» лишь один человек в мире — Франческо Петрарка. Сначала он просто рассказывал о ней друзьям и посвящал ей стихи, но спустя двадцать два года неожиданно подробно описал Лауру на обороте первого листа бесценной рукописи Вергилия, полученной в наследство от отца:

«Лаура… впервые предстала моим глазам на заре моей юности, в лето Господне 1327, утром шестого апреля, в соборе святой Клары, в Авиньоне…».

Изложив историю встречи, Франческо сообщил миру, что возлюбленная Лаура только что умерла точно в месте их первой встречи в городе Авиньоне, точно в том же месяце и даже в тот же день шестого апреля.


Находясь в Авиньоне, Петрарка впервые увидел Лауру

И «покинул мир этот луч света…. Это непорочное и прекрасное тело было погребено в монастыре францисканцев в тот же день вечером».

Конечно, бывают невероятные совпадения, но, если честно, в данном случае явный перебор…

Наверное, даже не стоит отмечать, что в монастыре францисканцев нет никакого упоминания о похоронах какой-либо женщины 06.04.1348 года.

Почему Петрарка придумал Лауру? Зачем бросил карьеру, друзей, положение и стал жить в глуши, иногда сочиняя любовные сонеты?

Странно, но к собственным стихам он относился крайне пренебрежительно, называл их «пустяками» и «безделицами» и не помышлял о славе поэта. В то же время, был весьма честолюбив и писал множество сочинений исторического характера, в том числе собственную биографию и письма к потомкам. Он сочинял нравоучительные этические трактаты. Придумал собственный диалог с блаженным Августином, который назвал «О презрении к миру».

Я много работала в архивах Франции и пришла к убеждению, что тайна Лауры надёжно сокрыта, как прячется под водой огромный айсберг, оставляя видимым лишь крохотную верхушку.

«Загадка Петрарки» казалась мне неразрешимой, но тут, как это часто бывает в жизни, на помощь пришёл «господин Случай». На театральном фестивале в Авиньоне я встретилась с соотечественником, профессором, доктором наук Михаилом Харитом, специалистом по средневековью. И вдруг выяснилось, что он, участник археологической экспедиции, которая проходит в горах недалеко от городка Воклюза и посвящена истории альбигойских войн XIIXIV веков.


Франческо Петрарка и Лаура де Нов

Для неспециалистов поясню: экспедиция искала те самые таинственные «катарские клады», которые вот уже шесть веков тщетно разыскивают от Пиренейских гор до предгорий Альп. Не знаю, как у вас, у меня от слова «клады» мурашки бегут по телу, вспоминаются фильмы про Индиану Джонса…

Но у Михаила Харита были и свои причины для исследований. Он, как и я, пытался распутать историческую легенду «Петрарка — Лаура» для своего будущего романа «Рыбари и виноградари».


Филипп-Жак ван Бри. Лаура и Петрарка, 1816 г.

Вот так нить моего расследования добежала до клубка невероятных фактов, которые затянули меня, как котёнка, играющего с верёвочкой.

Оказывается, после переезда в Воклюз, Франческо Петрарка неожиданно увлёкся альпинизмом и совершил первое официально зарегистрированное восхождение на вершину горного массива (почти 2 тысячи метров над уровнем моря). В историческом документе указано, что 26 апреля 1336 года Франческо Петрарка со своим братом взошли на вершину горы Ванту.

Может быть поэт обнаружил тайник катаров с золотом? Это объясняло бы причину неожиданного богатства. Оно настолько бросалось в глаза, что сразу после переезда в Воклюз его дом посетили воры и обыскали имущество. Этот факт также имеет документальное подтверждение.

Естественно, я напросилась в экспедицию. И неожиданно погрузилась в совершенно мистическую историю.

Профессор М. Харит считал, что поэт не нашёл в горах золото, а наоборот спрятал его сам. Почему? И откуда он его взял? Но начну по порядку.

Профессор показал мне фотокопию того самого бесценного манускрипта Вергилия с записями Петрарки о Лауре.

Далее я процитирую маленький отрывок из книги М.Харита «Рыбари и виноградари»:

— Тебе не кажется странным, что он испортил для этих записей дорогущую реликвию, которая передавалась в семье Петрарки из поколения в поколение? Неужели не мог найти другой подходящей бумаги?

— Романтик. Для любви ничего не жалко. Я такой же.

Андрей в глубине души понимал, что лукавит. Он не стал бы писать на скульптуре Родена биографию своей очередной жены.

— Я думаю, поэт понимал, что слова, написанные на антикварной рукописи, не пропадут со временем.

— Зачем же передавать потомкам информацию о Лауре?

— Не тупи. Представь, что ты проницательный тип из детективов Эдгара По?

— Откуда мне знать. Ну, тогда…Может быть, зашифрованное сообщение.

— Теплее, ты не безнадёжен. Имя Лауры на старинном фолианте рядом с именем Вергилия. Прямо на противоположной стороне страницы. Если посмотреть на свет, одно совпадает с другим. Здесь ключ к разгадке.

— Мне ни о чём не говорит.

— Потому что не пытаешься мыслить, как средневековый человек, современник Петрарки. В то время имя Вергилия было на устах учёного мира. Но не как поэта, а как главного персонажа только что появившейся книги Данте «Божественная комедия». Там Вергилий — таинственный дух, проводник в загробный мир. Это будоражило умы.

— Ну вот, теперь ещё и Данте затесался — Андрею казалось, что приятель говорит не о том.

Максим продолжал:

— Петрарка в стихах тоже называет Лауру «вожатой по небесным сферам».

Рассказчик остановился, давая собеседникам осмыслить сказанное.

Несколько мгновений все молчали.

Андрей вдруг понял, куда клонил приятель. Лаура была для Петрарки таким же загадочным пришельцем из иного измерения.

— Зачем Петрарка всё это выдумал?


Статуя Лауры в Люксембургском саду в Париже

— Был слишком честолюбивым, но и осторожным. Инквизиция не дремала. Реальное, а не вымышленное знакомство с существом из загробного мира — прямая дорога на костёр. Однако рассудил, что знакомство с потусторонней сущностью когда-нибудь в будущем впишет его имя в историю. И кстати, не ошибся. Слава пришла, но по иронии судьбы не за дружбу с Лаурой, а за стихи о ней. Всевышний юмор.

Признаюсь, первоначально я не поверила в такую фантастическую версию. Но с другой стороны это говорил известный учёный. Уже сейчас в науке существует теория параллельных вселенных, активно используемая физиками в «теории струн», квантовой физике и других не менее сложных областях знаний. Известно, что перед смертью знаменитый физик Стивен Хокинг опубликовал работу, где объявил, что имеет неоспоримые доказательства существования Мультивселенной.

Вновь процитирую роман «Рыбари и виноградари»:

«Всё вокруг нас не то, чем кажется. Земля не плоская. Солнце — не огненный шар в небе. Даже когда уютно спим, мы не в покое, а вращаемся, кувыркаемся и мчимся вместе с планетой неведомо куда с невообразимой скоростью в четыре с половиной миллиона километров в час…

Наука всё время меняет картину мира. То, что вчера казалось волшебство, сегодня — обыденность. В старину обычный огонь был даром богов. Сейчас его таскают в кармане, называя «зажигалкой»…

Завтра наука скажет, что иные миры соприкасаются с нашей реальностью, как упакованные друг в друга матрёшки. И потусторонние существа способны проникать друг к другу в гости. Всяческие мифы да сказки перестанут быть уделом детей, а окажутся предметом истории. А Бабу-ягу, драконов и фей начнут изучать в лабораториях… Тогда, почему не поверить, что Лаура могла быть пришельцем из параллельной реальности?»

Надо сказать, что в средневековье контакты с потусторонними сущностями были весьма распространённым явлением, примерно таким же, как контакты с привидениями в XVIIIXIX веках и контакты с инопланетными пришельцами и летающими тарелками в наше время. В огромном количестве фолиантов святой инквизиции XIII– XIV веков описаны истории, часть из которых производит достаточно убедительное впечатление. Таких правдоподобных описаний примерно 0,5–1 % от общего количества. Но примерно такой же процент относится и к современным наблюдениям «летающих тарелок». Некоторые учёные предполагают, что на нашей планете есть места, где грань между мирами особенно тонкая, так называемые «кротовые норы». Это понятие ввёл известный физик Д.Уилер первоначально применяя к астрофизике. Впоследствии термин прижился и стал применяться в том числе и к параллельным вселенным.

Если предположить, что в определённых местах планеты возможно проникновение существ из параллельных миров, то истории о чудовищах, привидениях, пришельцах и прочих загадочных персонажах приобретают совсем иную окраску. Возможно, Лаура была для Петрарки таким контактёром, и это многое бы объясняло.

В те далёкие времена отношение к потусторонним сущностям было весьма потребительское. Их однозначно записывали в дьявольские силы (крайне редко в ангельские) и приземлённо хотели получить от них золото, славу. Ну и ещё по мелочам. «Просящему — дадут», — написано в известной книге.

Теперь осталось понять, почему неприметный провансальский городок Воклюз является «кротовой норой» между параллельными мирами? Это же не огромное мистическое озеро Лох-Несс, не Антарктида или Стоунхэдж.


«Бездонное» озеро в Воклюзе

Вновь цитирую книгу Михаила Харита «Рыбари и виноградари»:

— Но почему Лаура, существо из иного мира, приходило к Петрарке именно в Воклюзе? Что необыкновенного в этой глухой деревне? — спросил Андрей.

— Волшебный источник. Именно тут имеется совершенно загадочный водоём, который изучают и в наше время. Озеро крохотное, метров десять в диаметре, но бездонное и снабжает питьевой водой пол-Франции. Некоторые называют его тоннелем в Преисподнюю.

— Да ладно, — удивился Андрей.

Он чувствовал, что в рассказе приятеля отдельные нити начинают сплетаться в цельный узор. Как вязанье у бабушки. Сняла две петли, накинула три. Если бы была возможность остановиться, подумать, разглядеть, не торопясь, а заодно и выспаться. Но время нагло бежало, и проблемы нетерпеливо выстраивались в очередь.

— Ну, не то чтобы совсем бездонное, но до сих пор дна пока не добрались. Кто только не пытался измерить глубину. Даже команда Кусто.

— Кто?

— Жак-Ив Кусто. На сегодня достигли лишь отметку в триста пятнадцать метров. Далее идёт горизонтальный тоннель, который, скорее всего, вновь пойдёт вниз. В общем, загадка…

Профессор М. Харит на археологических раскопках

Естественно, я спросила Михаила Харита:

Если предположить, что в Воклюзе существует та самая «кротовая нора» между мирами, то «Лауру» встречали бы многие живущие там люди? Причём начиная с первых веков. Как, например, это происходит с чудовищем озера Лох-Несс.

– Конечно, — подтвердил профессор. Таких свидетельств в мифологии данного места много…

И он предоставил исторические документы. Сказать, что я была удивлена — это мало. Я была в шоке, в ужасе, в растерянности… Продолжение истории Петрарки и Лауры оказалась настолько фантастично, что лучше на этом остановиться. Заинтересованный читатель узнает подробности из романа «Рыбари и виноградари». Мир вокруг нас так стремительно меняется, что некоторые вещи следует воспринимать с осторожностью, например, как авторский вымысел.

Закончить мне хочется ещё одной цитатой из романа:

«99,9 % космоса не исследовано. 97 % океана — глубокая тайна. 95 процентов мозга не понято. 100 % потусторонних миров неизвестны. Чем же заняты люди? Они сидят в офисах и изучают финансовые рынки…»


Журнал «НЕизвестная История» 8/2021

kharit.ru