News


Рынок электронных и аудиокниг демонстрирует неизменно уверенный рост.

Читать книжки мы ничуть не разучились и не перестали, утверждают социологи. Но шелесту страниц мы все чаще предпочитаем «цифру» и звук.


аудиокнига рыбари и виноградари

На фоне бумажных тиражей, которые в последние годы не сильно стремятся в заоблачную высь, рынок электронных и аудиокниг демонстрирует неизменно уверенный рост. За пять последних лет «цифра» нарастила объемы почти в 6,5 раза — с 420 до 2700 миллионов рублей, а «звук» скакнул и того круче — с 80 до 890 миллионов. Можно, конечно, объяснить статистику закручиванием антипиратских гаек, из-за которого позакрывалась масса некоммерческих ресурсов (одна история с «Флибустой» чего стоит), но принципиальные противники монетизации библиотек, хоть обычных, хоть электронных, прекрасно знают, что в сети все еще можно найти бесплатное чтиво на любой вкус, глаз и ухо.

Не жадничает пока и столичный транспорт, запустивший в прошлом году на МЦК бесплатный сервис «Мобильная библиотека» (к концу этого обещают сделать и по всей подземке).Теперь с помощью QR-кода можно прямо в поезде скачать себе на устройство выбранную книжку или читать ее онлайн.

О том, что интерес к небумажным формам чтения у нас активизировался, свидетельствуют и данные МГТС, зафиксировавшей в этом году трехкратное увеличение интернет-трафика на книжные сайты и мобильные приложения со встроенной библиотекой, в которой книги доступны для онлайн-чтения, прослушивания и скачивания. Конкретных цифр по трафику компания не приводит, но если учесть, что в первой половине 2017-го, по ее же данным, москвичи скачали 34 миллиона электронных книг, то в этом году — с учетом трехкратного роста — цифра должна получиться еще более внушительной.

Флаги на сайтах

Что ж, плюсы электронного чтения, к которому мы так пристрастились, очевидны. Тут тебе и транспортабельность, и вместительность (в самую плохонькую читалку запросто умещается около тысячи книг), и экологичность (не надо рубить деревья на бумагу). Прибавляем к этому возможность форматировать текст под собственное зрение и вкусы, функцию подсветки, словаря, закладок, заметок и автопереводчика, отсутствие необходимости тащиться через весь город в книжный магазин — и тому, кто придумал электронные книги, вполне можно ставить памятник.

Что касается наших литературных пристрастий, то самым популярным у пассажиров подземки стал, на минуточку, Ницше («Так говорил Заратустра»). В пятерку самых скачиваемых также вошли «Ярмарка тщеславия», «Путешествие к центру Земли», «Граф Монте-Кристо» и чеховское «О любви». Впрочем, такой выбор можно во многом объяснить тем, что откровенного мусора в подземной библиотеке просто нет. У МГТС тройка лидеров выглядит менее академично: «Дневник Домового» ЖЖ-автора Евгения Чеширко, «50 правил умной дуры» доморощенного психолога Павла Ракова и булгаковский «Морфий». Для сравнения: по данным Книжной палаты РФ, самые большие бумажные тиражи (а значит, и востребованность) в 2017-м оказались у Донцовой, Кинга, Брэдбери, Марининой, Устиновой и Поляковой

Специфический вкус среднестатистического отечественного книгочея отмечают и библиотекари со стажем:— В свое время кроме ресурса, где выложены книги профессиональных авторов, я делал систему для авторского самиздата, — рассказал «ВМ» создатель первой библиотеки в Рунете Максим Мошков. — Обоим сайтам порядка 20 лет.

В принципе, графоманов и любителей читали всю дорогу, но именно сейчас этот сектор является самым востребованным. Более того, уже года два или три за то, чтобы читать графоманов и любителей, люди выкладывают деньги! Такой вот вкус. Но корить этих людей я не вправе — хорошо, что хоть что-то читают

С последним трудно не согласиться. Ведь вкус, как известно, склонен эволюционировать. Но вот вопрос цены (по крайней мере на самых раскрученных коммерческих интернет-ресурсах) действительно вызывает порой недоумение, так как довольно часто стоимость скачиваемого файла мало чем отличается от стоимости бумажного аналога.

Да и приватизация некогда оцифрованных и вычитанных энтузиастами книжек (многие магазины электронного чтива стали владельцами когда-то бесплатных интернет-библиотек) тоже не добавляет прозрачности ценообразованию.

— В обычном книгоиздании цена зависит от себестоимости, — объясняет Мошков. — В случае с электронной книгой себестоимость копеечная, если не нулевая. Но есть авторские права.

Поэтому интернет-магазины электронных книг просто прикидывают, сколько с каждой книжки пойдет автору, потом объявляют, что ровно столько же съедят налоги государству, а потом точно такую же сумму плюсуют себе. При этом авторскую долю с каждым годом повышают, а вслед за ней растут и остальные составляющие. То есть, по сути, цена сейчас вырастает из хотений авторов и хозяев того или иного портала.

Мошкову, кстати, такая схема не по душе, и планов по монетизации своей библиотеки он не вынашивает:

— В стране уже штук пять крупных книжных электронных магазинов и десятки мелких, которые мечтают захватить рынок. Нужно, чтобы осталось хотя бы одно бесплатное место. Поэтому флаг доступного чтения я опускать не собираюсь.

Как слово ваше отзовется

В случае с аудиокнигами плюсы тоже на поверхности: уставшие от бесконечного компьютера глаза отдыхают, чтением можно дублировать самые скучные на свете занятия вроде прополки картошки или прозябания в пробках и очередях, экономится место на книжных полках, нет никакой зависимости от освещения, массу аудиокниг начитывают профессиональные актеры и исполнители, что усиливает эмоциональное восприятие.

Чтецы, впрочем, могут стать как плюсом, так и гигантским, напрочь отвращающим от книги минусом. И речь даже не об акценте, запинках и неправильных ударениях, которыми могут грешить самодеятельные исполнители (а самиздата на этом рынке хватает)…

— Естественно, не всех людей можно слушать с удовольствием, — объяснил «ВМ» актер Сергей Чонишвили, вот уже несколько десятилетий входящий в топ-5 лучших чтецов страны. — Потому что есть две потенциальные опасности.

Первая — это тембр голоса, который может элементарно раздражать. Человек может выразительно и правильно читать, но иметь, допустим, слишком высокий голос — и это испортит все впечатление от книги.

Почему, например, многие считают, что мужчины звучат лучше? Именно поэтому. Ничего плохого не хочу сказать о женщинах, но среди них реально немного тех, кто может играть голосами у микрофона. Ну и второй момент — есть люди, которые умеют доносить слово до слушателя, а есть те, которые это делать не могут. Лично знаю энное количество народа, которые принципиально не слушают аудиокниги, потому что пару раз обожглись на плохих исполнителях и больше экспериментировать не хотят. Тем не менее на пятки профессиональным актерам и дикторам давно наступают любители, многие из которых обрели уже массу фанатов среди слушателей аудиокниг.

— На то, чтобы начитать книгу, требуется много времени, — объясняет этот феномен Чонишвили. — Люди, которые занимаются профессиональным озвучанием, очень часто на это дело не подписываются, потому что времени потратишь много, а отдача не очень большая.

Поэтому нишу и заполняют любители. Выбор материала, кстати, тоже важен. К сожалению, вкусы потребителя сейчас изменились в худшую сторону. Думаю, что надо просто пережить этот момент и дождаться того времени, когда люди научатся отличать хорошую литературу от плохой. Я, к счастью, могу себе позволить озвучивать только те книги, которые мне самому интересны. На сегодняшний день мой личный топ-5 стоящих аудио книг выглядит так: «Свет в августе» Уильяма Фолкнера, «Слепая вера» Бена Элтона, «Рыбари и виноградари» Михаила Харита, «Смотритель» Виктора Пелевина, «Генерал и его армия» Георгия Владимова

Час за десять

О магии профессиональных чтецов вспоминает и детский писатель Андрей Усачев, практически все книги которого можно найти в аудиоверсии:

— Я прекрасно помню первую свою аудиокнигу. Дело было году в 95-м, это была сказка «Иван — Коровий сын», которую просто потрясающе начитал Николай Фоменко, причем буквально с первого дубля. Мне вообще везло на замечательных исполнителей: «Дедморозовку» читал Владимир Меньшов, «Мышляндию» — Ирина Муравьева, книжка про собачку Соню существует в нескольких озвучках, последний раз, например, это совершенно блестяще сделала Ирина Богушевская, которая там еще и пела. Настоящим виртуозом в этом смысле оказался и Вячеслав Невинный, но актеры старой школы вообще мастера были! Сейчас почему-то это уходит. Возможно, потому что аудиокнигу теперь сделать элементарно — сам включил микрофон, сам наговорил. Только на моей памяти «Коньков-Горбунков», наверное, штук 30 было начитано. И далеко не всегда качественно. Но тем и отличаются блестящие работы от посредственных, что на первые люди в хорошем смысле подсаживаются. А еще аудио книги объединяют семьи. Ведь когда их часто включают? Например, в машине, когда родитель за рулем, а ребенка надо чем-то занять. И вот они все вместе слушают одну книжку, вместе сопереживают героям, вместе смеются… Да и писателям от такого формата одна польза, потому что очень часто бывает, что люди сначала послушают аудиокнигу, а потом покупают бумажную.

В пользе «звука» для авторов уверен и руководитель аудио издательства ИДДК Владимир Алайский:

— Автору интересно, чтобы его текст купило как можно больше народа. И, конечно, писатели стараются отдать все права компаниям, которые выпускают книгу сразу в трех вариантах — бумажном, электронном и звуковом. Что касается тематики аудиокниг, то она за эти годы сильно изменилась. Если раньше, лет 20 назад, издатели «нажимали» в основном на классическую литературу, то сейчас соотношение сильно сдвинулось в сторону современной. По жанрам на первом месте уже который год держится нон-фикшн, второе место прочно занимает фантастика, и только потом уже идет все остальное.

Кстати, по словам издателя, затраты на аудиокнигу, сделанную по всем правилам жанра, вполне сопоставимы с подготовкой текста для печати. Ведь на изготовление одного аудиочаса фонограммы в сумме приходится часов 10 работы разных специалистов — редакторов, корректоров, звукорежиссеров… Кстати, добавлять к тексту музыку — это российское ноу-хау, на Западе очень редко к этому прибегают, считается, что это мешает восприятию, да и процесс удорожает…

Работай, тебе говорят

Так как же все-таки быть с запахом типографской краски и шелестом страниц? А они никуда не исчезнут, уверены знающие люди:

— Мне кажется, наигравшись с гаджетами, мы, наоборот, начинаем возвращаться к бумажным книгам, — считает Сергей Савельев, руководитель лаборатории развития нервной системы НИИ морфологии человека РАН. — И от электронных текстов мы отказываемся не только из-за усталости глаз (каким бы стабильным ни было изображение, оно все равно пока проигрывает напечатанному на бумаге). Дело в том, что традиционная книга в руках создает еще один сенсорный вход информации: через тактильные впечатления и восприятие физического объема у вас появляется ощущение реального трехмерного мира, чего не скажешь о двухмерной, плоской, закрепленной в одном месте электронной странице. Отвращают от чтения цифровых текстов и шрифты, которые изобретались, к сожалению, не неврологами или психиатрами, а айтишниками, и поэтому совершенно не учитывают особенности человеческого восприятия. Очень важны и верстка, и оформление, и формат книги, которые делают каждую из них индивидуальной, работая на эмоциональное восприятие текста. В случае с электронной книгой такого нет. Там голая функция, и это очень обедняет читателя.

Зато аудиоформат, по мнению невролога, можно только приветствовать:

— То, что мы все чаще выбираем такие книги, вовсе не означает, что аудиалов среди нас прибавилось — такой способ просто экономит время. Но он же и крайне полезен. Несмотря на то, что визуальный и тактильный контакт при таком чтении убирается, «аудиовход» расширяет человеческие возможности — мы можем сочетать чтение с другой деятельностью, задействуя больше отделов мозга. А уж если книгу начитывает профессионал!.. Виртуозное сценическое слово рождает в воображении объемный, живой, наполненный звуками мир, и эмоций мы в итоге получаем гораздо больше.

Более того, даже закоренелого визуала такой способ чтения может сильно обогатить:

— Есть люди, у которых центры мозга, отвечающие за восприятие звука, выражены слабее, чем, например, зрительные. Таким людям (и их немало) бывает сложно запомнить услышанное. Но если они начнут целенаправленно слушать аудиокниги, то смогут развить свои «ленивые» центры.

И это крайне полезно. Вот попробуйте, будучи правшой, сознательно делать привычные вещи только левой рукой — есть, писать, чистить зубы. Вы поумнеете просто на глазах, потому что начнете задействовать моторные центры другого полушария, а это сразу расширяет ваши интеллектуальные возможности. Так что мозгом надо пользоваться, иначе он откажется работать.

ДЕТАЛИ

Аудиокниги распространяются как на носителях (CD, продающихся в магазинах), так и в виде звуковых файлов (в сети). Их можно слушать как в интернете, так и на всевозможных устройствах — от смартфонов и планшетов (для облегчения процесса можно установить программу воспроизведения аудиокниг) до плееров и магнитол.

ИСТОКИ

Создателем цифровых книг принято считать американца Майкла Стерна Харта. В 1971 году он оцифровал «Декларацию независимости США» и основал проект «Гутенберг», который предусматривает выкладывание в свободный доступ сохраненных в цифровом формате произведений мировой литературы.

Многие тексты из «Гутенберга» используются некоммерческим проектом по созданию аудио книг LibriVox, в рамках которого добровольцы уже начитали более 10 тысяч произведений.

ЗНАЙ НАШИХ

На рынке появились книжки-диктофоны для детей — они теперь могут слушать сказки в исполнении родных людей. Их придумала москвичка и мама троих малышей Евгения Ханоянц. Первую книжку она склеила из картона, одолженного у 4-летнего сына.

СПРАВКА

В Белоруссии создали компьютерную программу для детей, которая обменивает чтение на игру по принципу «Час читаешь — час играешь». Используя технологию FaceMetrics, приложение видит, с какой скоростью и насколько тщательно ребенок читает (перескакивать через предложения не получится), какие эмоции испытывает от книги и т.д. Если книжка прочитана честно, приложение включает игру.

КСТАТИ

В рекомендациях к применению фонографа, который в 1877 году презентовал Томас Эдисон, значилось создание «говорящих книг» для слабовидящих людей.


«Rambler.news» сообщает: «Рынок электронных и аудиокниг демонстрирует неизменно уверенный рост»