Роман «Рыбари и виноградари» — замочная скважина в иную реальность?
Реальность похожа на ночную тропинку в джунглях.
Лавина начинается с крохотного камешка. У меня всё покатилось, со статьи написанной месяц назад о романе Михаила Харита «Рыбари и виноградари». Книга понравилась. Необычная. Читаешь, вроде бы все понятно и знакомо, но вдруг ощущаешь, что тебя затянуло в какой-то немыслимый магический мир, который ломает все представления о реальности. И мороз по коже от осознания, что «мы ничего не знаем о мире, в котором живём» (цитата из этой же книги). Проверил каждый эпизод романа на правду-ложь, лазил в интернете, спрашивал у знакомых. Оказалось правдой. Странно всё это.
Потом в «личке» появилось письмо от незнакомой Лены с короткой фразой «Статьей довольны». Помню, как смотрел на эти два слова, а по спине бежали мурашки. Предчувствие, наверное.
Предчувствие не подвело. И прошло то всего пару недель, а безжалостная лавина несётся на меня. Всё висит на волоске. Спрятаться некуда. В Японии будет землетрясение. На Карибах ожидают новый тайфун. В Москве резко похолодает и выпадет снег. Но меня все это не коснётся, главное не встречаться с Семёном. Но начну по порядку…
Три дня назад, обнаружил в компьютере письмо от редактора сайта «Yoga Journal»:
«Договорилась с Харитом об интервью. Он хочет разговаривать только с тобой».
Интерес специалистов к этой книге казался понятным. Там главный герой во всю занимается йогой. Видимо между стойкой на голове и спасением мира есть какая-то связь.
***
Цитата из книги Михаила Харита «Рыбари и виноградари»:
«На любимой поляне Максим расстелил мягкий коврик и уселся в позу покоя, закрыв глаза. Трижды неторопливо пропел «Ом-м-м…». Звук тянулся мягко, словно возникая сам собой на выдохе. Вот так и Бог когда-то с выдохом сотворил этот мир. Насекомые старательно подпевали, Особенно усердствовал чёрный шмель, басивший, как дьякон в церкви. Мозг привычно отключился. Теперь, когда разум перестал тарахтеть, как спортивный комментатор во время футбольного матча, всё изменилось, наполнилось глубокой тишиной, лишь подчёркиваемой галдящей реальностью…
Постепенно в плоть вплелись волны окружающей энергии, исходящей от воздуха, земли, деревьев и всего прочего, известного и неизвестного людям. Он поддался этой силе, слился с ней. Послушные мышцы гибко и мягко перетекали от одной позы к другой. Он превращался то в потягивающуюся собаку, то в раскрывшую крылья бабочку, то в готовую к броску змею. Становился деревом и посохом, мостом и ручьём, а в конце стал трупом. Многие полагают, что в позе «Шавасана» нужно просто лежать неподвижно с закрытыми глазами. Но приходится годами тренироваться совсем не для того, чтобы правильно выглядеть после смерти. Это одна из сложнейших асан, позволяющая достичь состояния глубокой медитации.
В этот момент к Максиму приходили неведомо откуда берущиеся знания. Проблема была лишь в том, что с его точки зрения, часто информация предназначалась кому-то другому. Максим несколько раз видел чертежи странных подводных лодок и загадочных летающих аппаратов, а как-то узнал знакомую таблицу Менделеева. Во всех случаях, вернувшись в тело, он вежливо указывал Богу на ошибку и просил уточнить адрес поступающей корреспонденции…».
***
Ну что же йога, так йога. Написал обычное: «Когда и где будет интервью?»
А вот ответ пришёл неожиданный: «Харит сказал, что сам тебя найдёт…».
Я усмехнулся.
Автор таинственного романа напускал тумана. Это – нормально. Сейчас многие стараются выглядеть почуднее. Выброшу из головы. Текущих хлопот хватало. Например, интервью со звездой телесериалов, в загородной даче, у чёрта на рогах.
Выехал заранее, учитывая московские пробки? Все шло наперекосяк. Мрачный милиционер вдруг принялся махать своим жезлом, загоняя машины с шоссе на площадь сбоку. Попытался выяснить у стража закона надолго ли остановка. Тот глянул, словно лев, с которым заговорил суслик.
На площади было не протолкнуться, машины чудом не царапали друг друга. Через десять минут набрал телефон звезды. « Вадим, вы уже опоздали. В другой раз…»
Хотелось выбросить трубку в окно. Зачем я полтора часа тащился? Словно издеваясь по расчищенному шоссе промчались, горя синим пламенем мигалок, стайка лимузинов.
Но куда теперь ехать? Обратно? Еще полтора часа? Ка-а-рл!!!
В окно постучали. Массивный мужчина в парковочной униформе объявил: «Здесь можно стоять только клиентам». Поднял глаза на вывеску «Кафе». Ну и ладно. Пойду хоть кофе выпью.
Полумрак, светится экран плазмы, негромкая музыка, столики заняты.
По крохотной лестнице поднимаюсь на балкончик, висящий над залом. Здесь тоже всё под завязку. Уже хотел уходить, как мужчина за крайним столиком махнул рукой: – Садитесь, уместимся.
Обычно не принимаю приглашения одиноких мужчин, но тут вдруг уселся.
Официантка проворно принесла чай и шоколадное пирожное. Хорошая порция сладкого способна успокоить взвинченные нервы.
– Плохой день? – понимающе спросил мужчина.
– Да, неважный.
– Всё что с нами происходит, делается по плану…
– По чьему плану? – удивился я.
– Никто не знает, как свяжутся те или иные события… — не отвечая, объяснил мужчина своей чашке. И продолжал:
– Жизнь похожа на паутину. Нити судьбы оплетают нас со всех сторон. Изнутри кажется, что вокруг хаотичная путаница событий. Но эта хаотичность имеет строгий узор, созданный по замыслу того, кто притаился в углу и наблюдает.
– И кто же этот наблюдатель?
– Бог, – незнакомец поднял взгляд. Тёмные глаза были серьёзны, хотя губы улыбались:
– Вы знаете, что большинство людей гибнут от нелепой случайности? Фатального рока, предусмотреть и предвидеть который невозможно. Ежеминутно в мире уходит из жизни чуть более ста человек. И лишь четверть умирают от старости или долгого недуга.
– А остальные?
– Ежеминутно двадцать человек в мире умирают от голода, два человека гибнут на войне, ещё столько же от рук убийц, три человека совершают самоубийство, а четверых уносят из жизни производственные травмы. Автомобили косят жизней в два раза больше, чем войны. Более двух десятков детей гибнут от самых неожиданных причин. А есть еще природные катаклизмы, грипп и десятки внезапных болезней…
– Ужас. И что же тогда зависит от самого человека, если все в жизни предрешено?
– Судьба похожа на коридор, в котором стоят ловушки. Но их можно заметить и обойти. Например, вы можете погибнуть в течение этого месяца во время ненастья. Но при условии, что рядом будет человек по имени Семён. Избегайте этой встречи и проживёте еще долго.
Я попытался улыбнуться, но вдруг понял, что это не удаётся. Наконец сказал первое, показавшееся уместно-нейтральным:
– «Мы ничего не знаем о мире, в котором живём». Это из книги, «Рыбари и виноградари». Читали?
– Не один раз.
– Вот как. – Хорошо, что разговор свернул в новое русло. Обсуждать свою внезапную смерть с загадочным незнакомцем не хотелось. Поэтому я продолжил:
– Если вы знаток книги, объясните, там описаны реальные события?
– Конечно…
– Апокалипсис? Ну, это же бред какой-то.
– Почитайте новости – усмехнулся незнакомец. – Не понятные ни кому войны, кровавые теракты, переселения народов, загадочные эпидемии. Лекарства не лечат. Еда убивает…
– Согласен, человечество сошло с ума. А Бог то здесь причём. Сами виноваты!
Наверное, я говорил чересчур эмоционально, поскольку, как любой нормальный человек провёл свои лучшие годы за компьютером и верил в Бога, так сказать, абстрактно.
Мужчина оторвался от созерцания чашки. И опять ответил невпопад:
– Вокруг нет ничего, кроме Бога, но Он не такой, как принято думать.
– Не сияющий Старец верхом на облаке? – мне показалось, что сказал удачную шутку.
Но собеседник не улыбнулся:
– Все религии согласны, что Бог непостижим. Это значит, что любые представления о Всевышнем похожи на домыслы садовой ромашки о директоре ландшафтной фирмы. Наш мир может быть чем угодно, хоть компьютерной программой. В древних учениях прямо указывается, что наш мир управляется сложной многоуровневой системой.
Согласитесь, беседа складывалась странно. Но собеседник не выглядел сумасшедшим. Может быть какой-нибудь сектант? Их сейчас много развелось. Решил уточнить:
– Знакомы с древними языками? Читали оригиналы? Знаете тайны мироздания?
Незнакомец ответил так, словно, не ощущал насмешки.
– Я – учёный. Много путешествовал, участвовал в археологических раскопках. В моей библиотеке есть много уникальных книг, с дарственной подписью авторов. У меня даже на Евангелиях надписано: «От Матфея», «От Луки», «От Марка», «От Иоанна»…
Собеседник, наконец, улыбнулся, и я понял, что смеются как раз надо мной. Может быть, обидеться, встать и уйти. Ерунда, нечего заводиться, словно ребёнку. Уж лучше поболтать со знающим человеком:
– Хорошо. Допустим мы внутри виртуальной реальности. «Матрицу» все смотрели. Тогда Апокалипсис будет простым. Кто-то выключит весь этот мир. Никаких тебе войн, эпидемий и прочего. Щелк! И всё!
– Верно. Но в книге «Рыбари и виноградари» описан момент, когда выключение нашего мира еще не сделано, хотя «Всевышний палец» уже повис над кнопкой. Что может заставить поменять решение?
Неожиданно я подумал, что в словах незнакомца что-то есть. Положим, я решил закрыть свой ноутбук, но вдруг заметил яркий баннер. Что тогда?
– Пожалуй, интересный материал, всплывший в последнюю секунду, может остановить.
– Вот! Именно этим и занимаются герои романа. Они пытаются создать такую невероятную ситуацию, что бы Высшие Силы заинтересовались и остановились.
– То есть они пытаются вступить в диалог с Высшими Силами? Как такое может быть?
– Любая молитва – разговор с Всевышним. И люди всегда пытались это делать, с переменным успехом. Но если допустить, что мы внутри виртуальной системы, управляемой программой, то шансы резко возрастут.
– Почему?
– Если есть программа, её можно взломать. В древности это называлось магией.
– Не верю – я пытался сохранить остатки разума.
– «Заклятий не существует!» — сказал Мальчик с Пальчик, который еще вчера был Великаном.
И вдруг произошло невероятное — я ему поверил. Вот так сразу. И даже в том, что касается собственной смерти. Поэтому, следующую часть беседы помню плохо. Попробуйте вести светский разговор, если вам только что сообщили о дате кончины. Вдруг подумалось, что этот человек и есть злополучный Семён. Надо прояснить ситуацию:
– Давайте познакомимся. Вадим Кротов, журналист.
– Михаил Харит…
Ну, слава богу, не Семён. Постойте! Мысли бешено скакали у меня в голове. Харит! Не похож. А каким должен быть Харит?
– Так у меня же запланировано с вами интервью.
– Кажется, оно уже идёт…
Мы говорили еще около часа. И я понял, что не буду воспроизводить эту часть беседы. Слишком уж она невероятна. Лучше читайте книгу.
Прошла неделя. В Японии будет землетрясение. На Карибах ожидают новый тайфун. В Москве резко похолодает и выпадет снег. Но меня все это не коснётся, если не встречусь с проклятым Семёном!
В заключение приведу ещё одну цитату из романа «Рыбари и виноградари» – «Реальность похожа на ночную тропинку в джунглях. Мы освещаем её жалкими фонариками своих слабеньких органов чувств и думаем, что случайно подсмотренное и есть окружающий мир».
Журналист: Вадим Кротов
Интервью с Михаилом Харитом.
На фото: Михаил Харит
Фото: Елена Мартынюк
«Рыбари и виноградари» — замочная скважина в иную реальность? Yogajournal.ru