Застольные беседы о вечном, или Четыре мушкетера против Апокалипсиса
Максим Михайлов — сотрудник Организации, вершащей судьбы мира, вылетая во Францию по приглашению барона Анри, не знал темы совещания, на которое его пригласили.
Оказалось тема не из обыденных. Человечеству грозит апокалипсис, и на этот раз все всерьез. Что конкретно произойдет пока неизвестно, но решение, похоже, принято на самом Верху. Однако пассивно ожидать своей участи не в правилах членов Организации, да и людей вообще, поэтому с ситуацией поручено разобраться оперативной группе из четырех магов, которая может привлекать к решению задачи любую необходимую помощь.
Осталось лишь выяснить, куда направить всю мощь лучших колдунов Земли, чтобы спасти гомо сапиенс от самой страшной участи.
Вечные философские вопросы рано или поздно начинают заботить любого думающего человека. Кто-то идет за ответами к религии. Кто-то к науке. Кто-то к эзотерическим практикам. А кто-то пишет книги, где делится с читателем своей интерпретацией вопросов и видением ответов. Как, к примеру, Михаил Харит. Причем роман у автора вышел на удивление нескучным и ироничным.
Эдакий коктейль из Эко, Стругацких, Булгакова, Пелевина, щедро сдобренный мистическими учениями, философскими размышлениями, библейскими аллюзиями и прямыми цитатами из Вечной книги. А также отлично прописанными персонажами и доброй порцией иронии.
Персонажи стали одной из самых сильных сторон романа. Все четыре ведущих героя проработаны «от» и «до», и располагают шикарным шлейфом роли. Мы приобщимся к жизням героев с самого их детства. Переживем с ними многие ключевые моменты судьбы. Узнаем, как формировались их характеры. Как они дошли до жизни такой, и попали в оперативную группу, спасающую человечество. Увидим их духовные метания, процесс становления как эзотериков и экстрасенсов. На нас вывалят их маленькие тайны, детские подлости, подростковые томления и взрослые решения. Далеко не каждого из этой четверки вы захотите иметь среди друзей. Но уж точно никого не пожелаете видеть среди врагов. Причем каждый из этих героев показывает нам один из вариантов Пути. Везунчик и наследственный маг Максим. Ведьма и богиня Ольга. Воин и убийца Вадим. «Видящая» София. Через каждого из героев Харит показывает разные подходы к рассматриваемым вопросам. Такое разнообразие протагонистов позволяет ему поиграться с вариантами мистических идей, выдать нам любопытную компиляцию «духовных» теорий.
Многое в «Рыбарях» строится на размышлениях протагонистов, описании их внутреннего мира, на сюжетах из прошлого. Эпизоды из былого играют гигантскую роль в повествовании, подбрасывая новую информацию, доказывая или ставя под сомнение мысли автора, его философские концепции. На фоне этих историй, каждая из которых вполне достойна отдельного романа, основная линия книги даже несколько теряется. Тем более что современность подается неспешно и размеренно, небольшими кусочками, постоянно перемежаясь отступлениями и пространными флеш-беками. Да, бесспорно, динамика несколько страдает. Плюс финал выглядит бледновато. Изрядную часть читателей такая структура романа может отпугнуть, но история читается гармонично и завораживающе.
Помогает восприятию мира книги юмор на грани сарказма, который автор щедро рассыпает по своему тексту. Орден 6-й заповеди. Будни РАЯ и АДА. Забавные ситуации, с которыми сталкиваются герои. Описание совещания у барона. Жесткий «стеб» на современный мир, и приятная ирония в адрес людских отношений. Изрядно разгружает атмосферу.
И талант Харита к описанию заморских стран. Он будто телепортирует нас из Таиланда в Египет, из Франции в Шотландию, из Израиля в Грецию. Раскрывая перед читателем красоты и злачные места этих стран. Очень красочно и объемно.
Не знаю, побывал ли автор в каждом из описываемых регионов (в большинстве из них однозначно «да»), но если нет – это повышает его оценку за природоведение еще на несколько баллов.
Но все эти приятные аспекты «Рыбарей» лишь аперитив перед главным блюдом. Философским наполнением книги. Харит затрагивает у себя в романе огромное количество «вечных» тем и вопросов. Он говорит с нами о смерти и бессмертии. Науке, молитве и эзотерических практиках. Человеке и высших силах. Демонах и ангелах. Неизбежных вопросах к Создателю. Конце света и закономерности развития цивилизации. Социуме и отдельном человеке. Вариантах посмертия. Взрослении и детских ошибках. Проблемах перенаселения, экологии и способах их решения. Тайных организациях и спецслужбах. О том, что такое тело, душа и разум. О болезнях, сексе и любви. Творчестве и литературных героях. Энергетике и магии. Строении, структуре мира и его обустройстве. О несчастных и счастливых, о добре и зле… И, конечно, о Боге.
А о многом не просто говорит, но и воочию показывает. Плюс эти темы Харит переплетает в самых неожиданных комбинациях, и обыгрывает в разнообразных кризисных ситуациях.
Также одной из основных идей, которой Михаил делится с читателем, стала концепция: «Наши мысли творят мироздание», благих намерений и правильной формулировки желаемых запросов к высшим силам. Причем если тот же Фрай убрал своего Вершителя от греха подальше в другой мир — далекое Эхо, то Харит бесстрашно рассматривает ситуацию, при которой они действуют на нашей родной Земле.
Да, концентрация авторских мыслей и философских концепций в романе зашкаливает. С одной стороны это хорошо. Именно такого ударного вала, выжимки из многих и многих теорий, порой не хватает для стимуляции обленившегося мозга. С другой — у упомянутого уже Макса Фрая, работающего на том же поле, разные идеи и концепции, которыми он делится с читателем, доносятся до нас на протяжении не одного десятка томов. И позволяют досконально рассмотреть со всех сторон каждую из них, а не пронестись галопом по Европам. Впрочем, оба подхода имеют право на жизнь.
Роман, несмотря на проблемы с динамикой развития сюжета, оставляет весьма приятное впечатление. В общем, напоминая уютный разговор по душам за «полтитрой» и хорошей закуской с симпатичным тебе и неглупым человеком. Далеко не со всем будешь с ходу соглашаться, многое видишь по-другому, но побеседовать, и выслушать аргументированную точку зрения это абсолютно не мешает.
Никаких открытий, прорывов и откровений «Рыбари и виноградари» читателю не несут. Подавляющее большинство тем и страшных тайн, поднятых в романе, были обговорены, обсуждены и описаны, начиная, пожалуй, со времен Древней Греции и Средних веков.
Но у Харита получилось стать для читателя не просто очередным пророком, гуру и «вещателем», а именно хорошим приятелем, в разговоре с которым, чем черт не шутит, может и истина родиться.
Эрго. Приятный и атмосферный роман с шикарно прописанными персонажами, отличным описанием далеких стран и обильным философским наполнением. Приглашающий побеседовать, подумать и поспорить вместе с автором, которому явно небезразлично все то, что он описывает.
P. S. Но есть по поводу «Рыбарей» и другое мнение. От Катерины – человека, который много и пристально думал и рассматривал те же вопросы, что и Харит. Только книг не писал.
Далее прямая речь:
Михаил Харит «Рыбари и виноградари». Компилятивная компиляция, недокомпилированная компиляторами, или с миру по нитке голому рубашка. Шиворот навыворот, задом наперёд.
Приятный – вряд ли.
Атмосферный – точно.
Шикарно прописаны персонажи – меньше восторга, но да.
Отлично описаны далекие страны – согласна.
Обильное философское наполнение — нужно заняться пренепременно.
Начнём.
Имена героев;
Максим – от римского, Maximus – Величайший.
Вадим – от славянского вадить – Спорщик, сеятель смуты.
Ольга – от скандинавского Helga – Святая, священная, роковая.
София – от греческого σοφία – Мудрость.
Барон Анри – от древненемецкого Heinrch – Властелин двора
Баронесса Селин – от греческого Σελήνη — Луна
Случайно?
Дальше, больше. Нагромождение идей. Всё в котёл; религию (Ислам, Христианство, Иудаизм… до чего дотянулся), эзотерику, мистику, социологию, политологию, психологию.
Нет, не плохо, но:
— «Адам и Ева могли жить вечно, если бы не съели запретное яблоко. И знаешь, что они приобрели взамен? Стыд».
Печальная история о том, как ребята осуществили свое право на свободу воли. Бог сказал, не есть яблоко? Предупредил, помрете? Предупредил. Приполз змей, предложил сожрать немытый фрукт и стать как боги.
Кого послушали? Из всего спектра познания добра и зла, ума хватило только в листья смоковницы завернуться и устыдиться. Стыд как таковой изобретение человеков. Считается самодостаточным деянием, придуман специально для того чтобы ни чего не делать, ответственности не нести и как выходить из создавшегося положения не думать. Не думать – это вообще любимое занятие людей. Пусть Бог думает, он всезнающий и т.д. Без вопросов, он придумал. Нате вам землю с растениями, животными и прочими благами, плодитесь и размножайтесь. Снова здорова, Каину помешал Авель, да так сильно, что…. Еще один прекрасный пример осуществления права на свободу воли. Свобода воли нам дарована Богом, только, похоже, мы с этим не согласны, иначе, зачем с утра до вечера из года в год из тысячелетия в тысячелетие заниматься отбиранием этой самой свободы у ближнего своего?
У автора во всех проблемах человечества виноваты высшие силы и Господь лично.
— «Хочу сделать всех людей счастливыми».
— «Умный человек часто ощущает внутреннее беспокойство… нужна система образования, которая выпускала бы тупую посредственность».
Далее речь идет о подмене понятий, манипуляции сознанием. И если вы думаете, что автор имеет в виду политику кучки, «бедных, злых людей», обладающих властью, ресурсами, финансами, закоснелым мышлением и мировоззрением «скот должен стоять в стойле» нет и еще раз нет.
— «Бог креативный, но бессердечный».
— «Я бы хотел улучшить экологию планеты».
— «Коррупция. Налоги увеличиваются. Остаются только подконтрольные правительству корпорации». (Очень интересная мысль, свежая, а мы — то думали…).
Далее вся эта карусель с разорением мелких предприятий и торможением прогресса приводит к улучшению экологии.
Автор идеи? Правильно Он, уже узнаете почерк?
Вот такая дребедень на протяжении всего текста.
Отношение автора, а соответственно и его героев, к высшим силам напоминает возмущение полных барышень по поводу рекламной компании Victoria’s Secret, выпускающей купальники. На фото спортивные подтянутые девушки в красивых купальниках. Недовольство особей женского пола с особенностями телосложения, сводилось к одной идее. Я хочу, есть гамбургеры, пить колу и пиво. Я не хочу сидеть на диете и заниматься спортом. А посему Victoria’s Secret, не должна выпускать такие купальники.
Но там речь шла о пустяках, а тут….
Крайне парадоксальный роман, из «богатейших» идей и теорий порой делаются алогичные, абсурдные выводы. Хотя интересные места, безусловно, имеют место быть.
Михаил Харит «Рыбари и виноградари». — М.: РИПОЛ классик, 2016