10 книг отечественной философской фантастики

Философская фантастика

“Поиски веры и Бога как своеобразного смысла жизни всегда занимали особое место в русской литературе. Естественно, что вопросы, связанные с верой во всех её проявлениях, затрагиваются и в некоторых фантастических произведениях. Конечно, философская фантастика, да ещё с религиозным подтекстом, мало похожа на традиционных представителей жанра — она ближе к магическому реализму.”

В советской литературе тема богоискательства, само собой, не поощрялась, хотя несколько ярчайших книг пришлось именно на эту эпоху. Одна библия советской интеллигенции «Мастер и Маргарита» дорогого стоит! После 1991 года ситуация изменилась. Вопросы веры, религии, поиска смысла стали занимать многих писателей — в том числе и фантастов. Сегодня мы представляем десятку наиболее ярких отечественных произведений, авторы которых «ищут Бога» в человеке, побуждая к тому и своих читателей.

Михаил Булгаков

«Мастер и Маргарита» (1940, 1967)

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Шедевр русской, да и мировой литературы, чью жанровую принадлежность определить весьма непросто. Фактически это мультижанровое произведение, в котором соединилось множество литературных направлений. Основное действие книги происходит где-то на рубеже 1920–30-х годов в Москве, куда прибывает дьявол Воланд в сопровождении колоритной свиты. Сатана и его помощники устраивают череду мистификаций, всячески глумясь над местными обывателями. Параллельно читатель знакомится с историей начинающего писателя Мастера, который сочинил книгу про Понтия Пилата и Иешуа (Иисуса). Произведение, написанное Мастером, играет роль «романа в романе». В финале эти две сюжетные линии совмещаются — Мастер и его возлюбленная Маргарита присоединяются к дьявольской свите и вместе с ней покидают Москву.

Существует множество толкований булгаковской книги. Например, как фантастико-философского произведения о стране, обитатели которой отказались от Бога, одновременно лишившись смысла своего существования. Но так ли это? Кто-то может посчитать её романом о любви, или антисоветской сатирой, или атеистическим памфлетом, или притчей о добре и зле…

Булгаков работал над романом до самой своей смерти в 1940 году. Впервые он был опубликован в 1967-м (правда, с купюрами), а первое полное издание случилось в 1973-м. Книга переведена на многие языки и неоднократно экранизировалась, причём в разных странах, — вышло четыре фильма и телесериал.

Владимир Орлов
«Альтист Данилов» (1980)

Владимир Орлов «Альтист Данилов»

Ещё одна культовая книга советской интеллигенции. Действие происходит в 1970-х, главный герой — альтист в театральном оркестре Владимир Данилов, который живёт обычной жизнью творческого ремесленника тех лет: участвует в «халтурках», шастает по пивным, занимает денег до получки, мечтает о зарубежных гастролях, барахтается в тенетах неустроенного быта… И лишь время от времени вспоминает, что он, вообще-то, «демон на договоре», который обладает сверхъестественными возможностями. Правда, демоном Данилову быть как-то не хочется: он добрый, очень деликатный интеллигент, мечтающий о том, чтобы все вокруг были счастливы. Демоническая деятельность, впрочем, достаточно рутинна и мало отличается от обычной бюрократической возни в заурядном советском учреждении. В романе очень хорошо показано кризисное время «стабильного застоя», когда в воздухе витала надежда на перемены. Одновременно это метафорическая притча о добре и зле в человеческой душе. Ныне эта книга, пожалуй, выглядит несколько старомодно, но в 1980-х она была как глоток чего-то запретного и необычного посреди пресного океана «социалистического реализма».

Аркадий и Борис Стругацкие
«Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988)

Аркадий и Борис Стругацкие «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»

Последнее совместное крупное произведение Стругацких, которое фактически подводит итог всему их творчеству. В романе две основные сюжетные линии: записки астрофизика Манохина, живущего в 1980-х, и дневник учащегося из XXI века Мытарина. Манохин, советский диссидент, активно не принимает окружающую его действительность «развитого социализма». Мытарин, хоть и не борец, также не желает идти в ногу с современным ему обществом, которое заражёно ксенофобией. Оба этих разных, но в чём-то похожих героя на своём жизненном пути сталкиваются с Демиургом, своеобразным воплощением Христа. Только Христа ожесточившегося, Христа воинственного, создавшего мир людей, «отягощённых злом». В романе много отсылок к библейским сюжетам, философских размышлений о душе, прошлом и будущем человека. Книга далека даже от непростой фантастики Стругацких, потому роман был достаточно противоречиво воспринят — в том числе и матёрыми фанатами АБС. Но именно нестандартность книги, нацеленность на «читателя размышляющего», готового неоднократно перечитывать этот многоступенчатый текст, и делает роман таким интересным.

С. Витицкий
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1995)

С. Витицкий «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»

Роман, написанный Борисом Стругацким сольно и под псевдонимом. Многожанровая книга с серьёзным философским подтекстом, в которой реалистично показанная советская эпоха соседствует с мистико-фантастическими элементами. Это довольно мрачная история Станислава Красногорова, «избранника Судьбы», который в итоге оказался лишь её игрушкой. Самое интересное в книге — реалии советской эпохи: роман можно посоветовать тем, кто хочет побольше узнать о том времени «изнутри», без прикрас и иллюзий. И одновременно это роман-предупреждение, в чём-то даже предвосхищение многих современных событий и тенденций. Вещь сложная, многогранная, неоднозначная и пессимистичная.

Виктор Пелевин
«Чапаев и пустота» (1996)

Виктор Пелевин «Чапаев и пустота»

Один из лучших романов Виктора Пелевина, главного отечественного писателя постсоветской эпохи. Действие разворачивается в двух временных пластах: в период Гражданской войны и в середине 1990-х. В центре истории — взаимоотношения легендарного начдива Красной армии Василия Ивановича Чапаева и вымышленного поэта-декадента Петра Пустоты (того самого фольклорного «Петьки»). При этом Чапаев весьма далёк от своего традиционного образа — и как мифологизированной исторической фигуры, и как персонажа пошлых анекдотов. В романе Пелевина красный начдив неожиданно выступает в роли бодхисаттвы — человека, который, согласно канонам буддизма, пытается достичь высшей степени просветления, став фактически «живым богом». В романе множество дополнительных сюжетных линий, выдержанных в разном ключе — от метафизической эзотерики до сюрреализма. Например, согласно одной из линий, все герои пребывают в психиатрической лечебнице, а их похождения не более чем совместные галлюцинации.

Текст Пелевина называли «первым серьёзным дзен-буддистским романом в русской литературе». В 1997 году роман вошёл в список претендентов на Малую Букеровскую премию. В 2014-м на основе книги вышел фильм «Мизинец Будды».

Виктор Пелевин
«Generation «П» (1999)

Виктор пелевин «Generation «П»

Самый знаменитый роман Виктора Пелевина, своеобразный символ постсоветского «поколения девяностых». В центре сюжета — история обычного парня Вавилена Татарского, который проходит путь от мелкого торговца до «рекламного бога». Автор щедро насыщает свой текст элементами эзотерики и мифологии, прежде всего шумерской, обращается к вопросам веры и религии, а также влиянию на людей манипуляционных технологий вроде агрессивной рекламы и маркетинга. Кроме того, Пелевин говорит о «теории заговора», влиянии наркотиков на творчество, формировании «русской национальной идеи». Есть в романе и оригинальные авторские придумки — например, теория о Homo Zapiens, «человеке переключаемом», объекте товарноденежных манипуляций, который загнан в резервацию общества потребления. А ещё здесь есть философия Канта и психология Фрейда, дзен-буддизм и постмодернизм, множество метафор и символов.

В общем, «Generation «П» — довольно точный портрет «новорусского» обывателя, и портрет не самый приятный. Книга имела большой успех не только в России, но и за рубежом (в том числе в США, Великобритании, Франции, Германии). В 2011 году вышла экранизация романа.

Марина и Сергей Дяченко
«Пандем» (2003)

Марина и Сергей Дяченко «Пандем»

Однажды в наш мир пришёл Пандем — то ли некая непознанная персонифицированная сила, то ли сверхсущество, всемогущее, всеведущее, вездесущее и всеблагое. Короче, Бог. Пандем избавил человечество от болезней и насилия, он говорит с каждым, давая мудрые советы. Неужто наступил рай на земле?.. Все события — от пришествия Пандема до его ухода — показаны глазами нескольких поколений одной семьи. Да, Пандему пришлось в конце концов покинуть людей: создав утопию, он оказался не в силах изменить человеческую природу. Способны ли люди избавиться от своих пороков и грехов, оставаясь при этом самими собой? Авторы не дают однозначного ответа.

Мария Галина
«Малая Глуша» (2009)

Мария Галина «Малая Глуша»

Этот незаурядный роман распадается на две части. Первая — сатира с мистическим уклоном. Действие разворачивается в 1979 году, в южном приморском городе, похожем на Одессу. Главная героиня, юная Розка Белкина, работает в портовой санэпидемстанции, сотрудники которой контролируют прибывающие по морю грузы на предмет всяческой заразы. В этой части романа упор сделан на «комедию нравов» эпохи застоя, куда под занавес вторгаются мистические силы в виде североамериканского духа вендиго, убивающего и уродующего своих жертв.

Но эта комедия с авантюрным сюжетом и печальным финалом служит лишь прелюдией для второй части романа. Её герои, Инна и Евгений, живущие в 1987 году, отправляются в деревушку Малая Глуша, а затем за «сумеречный порог», в страну мёртвых, на поиски безвременно погибших близких людей. Вторая половина книги наполнена многочисленными метафорами и отсылками к мировой мифологии и культуре. В тексте несколько смысловых пластов, и основной из них — познание героями собственной души и внутренней сути.

Zотов
«Конец света» (2009–2014)

Zотов «Конец света»

Трилогия про Апокалипсис и Страшный суд, которые должны вот-вот случиться в наше время, в Москве. В центре событий — воскресшая из мёртвых девушка Светлана и два брата, демон Агарес и ангел Авадон. Как обычно бывает у автора, скрывающегося под псевдонимом Zотов, трилогия — злободневная и циничная издёвка над всеми и вся. Хотя Zотов весьма фривольно трактует христианские догматы, он одновременно показывает, что мир вообще без веры никчёмен, страшен и опасен. По форме романы — авантюрно-сатирические триллеры, однако они дают повод задуматься о вполне серьёзных вещах вроде веры и души, раскаянии за грех и милосердном прощении. Впрочем, романы Zотова могут вызвать и весьма активное неприятие — ведь желающих обижаться «за религию» сейчас в достатке.

Михаил Харит
«Рыбари и виноградари» (2016)

ЧерновиМихаил Харит «Рыбари и виноградари»

Цикл (пока вышел только первый роман), герои которого пытаются предотвратить грядущий Апокалипсис, возникший из-за того, что Господу Богу, похоже, попросту надоели людишки со всеми их проблемами и глупостями. Вот и решил некто невероятно могущественный и непознаваемый (Демиург? Высшее Существо? Сверхцивилизация?) взять да и «выключить свет» в этом мире. И лишь несколько человек, одарённых необычными способностями, в силах предотвратить печальный финал, да и то не факт… По форме перед нами мистико-фэнтезийный квест о группе «избранных», которые ищут спасения. И для мира, и для собственного «я». Герои побывают в Шотландии, Египте, Израиле, Франции, Греции — везде автор, известный архитектор и археолог, бывал и сам, благодаря чему все локации книги показаны зримо и выпукло. Однако авантюрная форма текста лишь прикрытие для философских и теологических размышлений, сдобренных изрядным количеством иронии. Не со всеми выводами Харита можно соглашаться — зато он даёт читателю возможность поразмышлять самому. Как и любой автор хорошей философской фантастики.