Из Записных книжек писателя:
Занимательные экскурсии по Москве: Особняк Рябушинского.

Место : Россия , Москва, Малая Никитская, 6
Название: Особняк С.П. Рябушинского
Архитектурный стиль: Модерн
Стили интерьеров: модерн
Год постройки: 1900-1903 г.
Владельцы: 1903- 1917 семья С.П.Рябушинского
В 1937 году особняк передан А.Горькому и после его смерти преобразован в музей.
«Странные дома».
Во всем мире есть таинственные и удивительные здания со «странной» судьбой.
В Англии есть даже специальный термин «нехороший дом». Так говорят о домах, где постоянно происходят загадочные и даже жуткие истории. В мире существует несколько тысяч таких домов. Имеется даже их перечень. Исследования домов из этого списка, показали, что все они имеют некоторые общие черты.
Например, в большинстве «нехороших домов» сейчас располагаются музеи, поскольку здания представляют архитектурные или исторические «изюминки», а первоначальные владельцы по ряду обстоятельств умерли, исчезли и т.д. Попытки вселения в такие особняки новых владельцев, как правило, заканчиваются их скорой смертью. В итоге – в доме никто не живет, лишь тихие шаги и негромкий говор экскурсантов.
В книге «Красивый дом. Архитектурные идеи разных стран» я рассказывал об одном из таких домов – замке Пуболь, который купил Сальвадор Дали. Этот дом вел смертельную войну со своим новым хозяином и затем «убил» знаменитого художника.
Исследователи, занимающиеся изучением взаимодействия тонких энергий жилого дома с энергетикой его обитателей, утверждает, что дом в какой-то степени одушевленное существо.
В качестве грубого сравнения дом можно уподобить животному (например, огромной собаке). Генетика собаки (ее родители) определяет ее свойства (размер, вес, инстинкты). Именно так дом связан со своими родителями – архитектором, строителями, декораторами. Они создают его «генетику» – архитектурный стиль, цветовое решение, размеры и параметры.
Подобно щенку, отнимаемому у своих биологических родителей, дом передается в руки своих хозяев. Известно, что первые владельцы щенка закладывают в нем будущий характер, привычки и, главное, отношение к своим хозяевам. Зачастую эти приобретенные от хозяев свойства могут пересилить генетические особенности. Даже крайне устойчивую психически и генетически преданную людям овчарку можно воспитать людоедом и собакой-убийцей.
Так и в отношении дома. Его первые владельцы – создают характер дома, его отношение к другим людям.
Между жильцами и домом идет обмен энергиями. Так же как между хозяином и его домашним животным. Подобно домашнему животному (собаке, кошке), дом может лечить, оберегать и защищать своего владельца. А может и наоборот…
На самом деле, такие особенности присущи любым творениям человеческой мысли (книгам, картинам, музыке и т.д.). Ведь создавая что-либо, человек уподобляется Богу (в этом его образ и подобие). Своим творчеством, своими мыслями – мы создаем миры, иногда добрые иногда злые. Дом – это целая вселенная, созданная, как энергетическая оболочка проживающей в нем семьи.
Вот и стоят по миру «странные» дома – музеи. Они были слишком привязаны к своим первым владельцам и в силу своего «характера» не подпускают к себе никого другого.
В Москве тоже есть немало таких особняков. Один из них – особняк С.П.Рябушинского.
Генетика дома (Архитектор и архитектурный стиль).

Дом С.П. Рябушинского — самый знаменитый московский особняк, построенный архитектором Ф. Шехтелем в стиле модерн.
Модерн, появившийся в конце XIX начале XX веков, в разных странах назывался по-разному: сецессион в Австрии, югендштиль в Германии, ар-нуво во Франции, либерти – в Италии и, наконец, модерн — в России и в Англии.
Стиль «Модерн» отражает короткий и загадочный период цивилизации, когда человечество вдруг решило поменять все основные правила жизни, установленные предыдущими эпохами.
Своей неугомонностью Модерн не давал покоя многим. За это его ругали и били со всех сторон. Классики корили за отсутствие содержательности. Авнгардисты попрекали излишней глубиной и элитарностью. Пуритане обвиняли в бесстыдстве. Декаденты сокрушались об излишней красивости.
На улицы городов выплеснулась фантазия архитекторов-модернистов. Чего только там не было. Выгнутые, вогнутые, круглые, овальные, и ещё Бог знает какие окна и двери. Невероятные сочетания объёмов, как внутри, так и снаружи здания. Немыслимые лестницы. Умопомрачительная мебель и декор. Сами стены домов вдруг вставали под углом, выгибались вертикальной дугой, извивались, будто змея или виноградная лоза. Новые материалы, которые использовали модернисты, придавали их творениям иногда совершенно бредовый, а иногда — просто сказочный вид.
Но этот загадочный период ломки старых канонов и догм очень быстро закончился, причем, одновременно во всех странах. Началась мировая война, революция в России…
Архитектор Федор Шехтель оказался самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в Москве. Он проявил потрясающую фантазию в использовании новых конструкций и методов оформления интерьеров. Построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. Особняк Рябушинских и сейчас является основным символом московского модерна.

https://aif.ru/realty/city/valsy_s_gorodom_fyodor_shehtel_sozdal_bolee_200_shedevrov_i_umer_nishchim
Все четыре фасада здания выглядят абсолютно по-разному. Окна имеют разный уровень и форму, и ни одна деталь в отделке здания не повторяется.
Изнутри дом удивляет не меньше, чем снаружи. Доминанта интерьера — витая лестница в форме спирали. Этот архитектурный прием, позволил особым образом организовать внутреннее пространство, создать энергетический «позвоночник» дома. Вся тонкая энергетика дома аккумулирована вокруг спиральной лестницы. В итоге создается мощная силовая линия. Такой эффект архитекторы обычно добиваются устройством куполов над центральным залом. Как правило, это делается в храмах и церквях.
Все детали отделки — от люстры до розетки на стене — мастер придумал лично.
Фантастически красив мозаичный фриз, изображающий цветущие орхидеи. Над центральным холлом возвышается шатер стеклянного светового фонаря – витраж с пейзажем. В свое время особняк выразил новаторские идеи и перспективы технического характера: здесь был сооружен первый в Москве кондиционер, а также лифт для сообщения парадного этажа с кухней. Оконные рамы, двери, решетки балкона, парадный портал напоминают то улиток, то крабов, то абрис мощной человеческой фигуры, как бы слитой с природой.

Работоспособность архитектора Шехтеля была просто фантастическая. Он мог работать без устали до 20 часов в сутки. Получив образование театрального художника, за несколько лет он стал одним из самых модных и высокооплачиваемых архитекторов в Москве конца 19-начала 20 века. Он жил в великолепном особняке на Большой Садовой, спроектированным и построенным им лично.
Но наступила революция, и все резко изменилось. Новой власти не нравилась внутренняя свобода стиля модерн. Для официального государственного архитектурного стиля он явно не годился.
Федор Шехтель искренне пытался адаптироваться к новой жизни и стать нужным советской стране. Среди его последних работ — грандиозные проекты моста и электростанции Днепрогэса, завода в Болшево. К сожалению, эти проекты остались неосуществленными. Был построен лишь павильон Туркестана на ВДНХ в 1923 году.
Шехтель не эмигрировал, он был уверен, что новая власть, в конце концов, примет его.
В 1918 году архитектора с семьей выселили из особняка на Большой Садовой. Он скитался по коммунальным квартирам до самой смерти в 1926 году. Шехтель тяжело болел, голодал и бедствовал, но продолжал упорно работать. «Я строил Морозовым, Рябушинским, Фон-Дервизам — и остался нищим. Как это все глупо…» — искренне недоумевал он.
Характер дома и его воспитание. (Первые владельцы дома).
Здание было создано по заказу одного из крупнейших финансистов России Степана Павловича Рябушинского.
Двадцатипятилетие «Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями» семья миллионеров Рябушинских торжественно отмечала в 1913 году. К этой дате был выпущен «краткий очерк деятельности в исторической связи трех поколений…» — прекрасно изданная книга «Торговое и промышленное дело Рябушинских».
История восхождения мощного клана промышленных магнатов изложена в ней «от Адама»: во второй половине XV века преподобный Пафнутий основал монашескую обитель на берегу реки Протвы, недалеко от Боровска; отовсюду стекались к монастырю богомольцы, оседая на окружающих его землях — в слободах Высоцкой, Рощинской, Ребушинской… В 1767 году по указу Екатерины II монастырские земли перешли в собственность государства, а крестьяне, которые жили на них, стали называться «экономическими». Из тех самых «экономических» крестьян Ребушинской слободы и вели свой род будущие миллионеры Рябушинские. Первым самостоятельное торговое дело в холщевом ряду Гостиного двора начал 16-летний Михаил. Он записался в третью гильдию московского купечества в 1802 году под фамилией Яковлев (Яковом звали его отца).
Во время Отечественной войны 1812 года торговые ряды, как и большая часть города, сгорели. Московское купечество в массе своей разорилось. Подняться смогли лишь единицы — сильные духом. В их числе был и Михаил Яковлев (в 1820-м году он получил у магистрата разрешение именоваться Ребушинским — по месту рождения, с годами фамилия изменилась на Рябушинский).
Упорно, шаг за шагом стремясь к намеченной цели, копил он богатство. Всю прибыль вкладывал в дальнейшее развитие своего дела — купил еще несколько лавок, кроме холщевого товара постепенно стал торговать шерстяными тканями, затем входившими в моду бумажными. В 1846 году М.Я. Рябушинский купил свою первую ткацкую фабрику. В преемники себе готовил сына Павла, не очень заботясь о его образовании — уметь читать и писать, считал он, вполне достаточно.
С 14 лет Павел служил «мальчиком» в лавке отца, составлял ежегодные отчеты. Их приурочивали к Пасхе и называли так: «Христос Воскреси. Господи благослови Христос. Счета капитала московского купца Михайлы Рябушинского».
Может быть и нашим современным предпринимателям стоит писать на балансовых отчетах и налоговых декларациях подобные заголовки. Вдруг это смягчит сердце налоговых инспекторов…
Год от года отчеты росли, цифры в них становились все круглее.
В год смерти Михаила Яковлевича, в 1858-м, Павлу Рябушинскому исполнилось 38, но за спиной был уже 25-летний стаж работы в отцовском деле. Оно процветало.
В 1899 году Павел Михайлович Рябушинский скончался.
К этому времени четверо его сыновей из восьми, окончив Академию практических наук и пройдя стажировку за границей, активно работали в родительском деле. Позднее к старшим сыновьям присоединились трое младших.
Лишь один из братьев — Николай, не имевший склонности к торгово-промышленным делам, не работал в семейной фирме.
Руководство фирмой принял Павел Павлович — старший из Рябушинских третьего поколения.
К началу первой мировой войны на предприятиях Рябушинских было занято более 4,5 тысячи человек; годовой объем производства составлял 8 миллионов рублей. В мануфактурных кругах предприятие оценивалось как «одно из выдающихся». Фирма опиралась на созданный в 1902 году банкирский дом братьев Рябушинских с основным капиталом 5 миллионов рублей. Кроме того, под их контроль перешел третий по величине ипотечный банк России.
Перед началом войны Рябушинские начали осваивать новые отрасли. Основав дочернюю фирму «Русское акционерное льнопромышленное общество» (РАЛО), организовали экспорт льна на западноевропейский рынок. Предвидя большую потребность в строительных материалах после окончания войны, Рябушинские купили в 1916 году одно из крупнейших лесных предприятий — Товарищество Беломорских лесопильных заводов «Н. Русанов и сын». В военных условиях не хватало автомобильного транспорта. Рябушинские вложили средства в строительство автомобильного завода АМО в Москве. Правда, первые автомобили сошли с его конвейеров уже при советской власти… Рябушинские планировали развернуть комплекс горнодобывающих и машиностроительных предприятий на Урале и в Поволжье, нацелились на разработку нефти на Европейском Севере.
За 100 лет Рябушинские прошли путь от мелких торговцев до крупнейших предпринимателей России.
После Октябрьской революции клан Рябушинских оказался в эмиграции.
Ни один из Рябушинских в Россию вернуться так и не смог. Но это было позже. Пока же шел 1903 год.
Степан Рябушинский, один из восьми сыновей Павла, пошел по стопам отца, сочетая работу делового человека с меценатством, коллекционированием древнерусского изобразительного и прикладного искусства, устраивал выставки, писал статьи по этой тематике. Вместе с Шехтелем он серьезно занимался строительством своего дома на Малой Никитской, не оставляя без внимания ни одной детали. Средств не жалел, предоставив при этом архитектору полную свободу творчества.

https://dzen.ru/a/Xarkc_VX0ADEQxyO
По религиозной вере Сепан Рябушинский был старообрядец. В доме, по его просьбе, на третьем этаже, куда вела отдельная лестница, архитектор расположил молельню, стены которой были расписаны по его рисункам в 1904г. Коллекционер и исследователь древнерусской иконы допетровского письма, Рябушинский являлся и попечителем Рогожского старообрядческого кладбища, в то время организационно-идейного центра раскольничества.
После Октябрьской революции собрание икон было национализировано и передано в фонды Третьяковской галереи.
Особняк был экспроприирован. Сначала в нем располагался отдел народного комиссариата по иностранным делам РСФСР (1918-1919). Позднее в 1923-1927 годах здесь был Психоаналитический институт и Детский дом-лаборатория, в котором воспитывались дети высших партийных и государственных деятелей (в т.ч. Сталина и Фрунзе).
Гремучая смесь.

Попробуйте представить результат смеси: архитектурный стиль модерн и старообрядчество.
Классический модерн – капризен и непредсказуем. Он похож на человека с противоречивым характером: одновременно и уверен и не уверен в себе, агрессивен и мягок, добр и эгоистичен.
А старообрядец. Этот образ многим знаком. Здесь нет никакой двойственности, артистичности и уж тем более капризности. Наоборот: уверенность в своей правоте, догматичность, аскетизм.
Трудно даже вообразить нечто подобное. Всю равно, что пушистую избалованную болонку воспитывать, как боевого пса.
В результате несовместимого – «крыша у дома поехала».
Энергетика внутреннего пространства оказалась разбалансирована, и дом стал просто опасен для людей, проживающих в нем. Теперь на тонком, не материальном уровне дом старался «поломать» судьбу своего нового владельца. Им оказался А.М. Горький.
Новый владелец.

Когда знаменитый писатель А.М.Горький возвратился из Италии в СССР, Сталин распорядился передать ему жилье, подходящее статусу главного советского писателя – особняк Рябушинского.
Горький не хотел вселятся в этот дом. Возможно, он интуитивно чувствовал, что дом ему не подходит. Он называл его «нелепым домом» и писал, что поселение его здесь «произведет справедливо отвратительное впечатление на людей…». Тем не менее, Моссовет настоял на его вселении в особняк, напирая на возраст и состояние здоровья патриарха советской литературы, его большую семью, а главное – на «необходимость решения вопросов, связанных с напряженнейшей творческой и организационной работой». В гости к писателю приезжали Р. Роллан, Б. Шоу, А. Толстой, М. Шолохов, В. Мухина, Л. Орбели, Н. Бурденко и многие другие деятели науки, искусства и литературы. В бывший особняк Рябушинских нескончаемым потоком тянулись колхозники и рабочие, партработники и директора всех рангов.
Однако, живя в этом доме, Горький тяжело и хронически болел. Новейшие публикации утверждают, что Сталин понимал необходимость устранения Горького. Это была обычная методика вождя народов: «выжать» из человека все полезное для себя, а затем незаметно устранить.
Поэтому жизнь Горького постоянно висела на тоненькой ниточке. Слабое здоровье Горького «подталкивалось» специальной сывороткой из смеси пневмококков и стафилококков, разработанной и изготовленной в спец. лабораториях ОГПУ-НКВД.
По официальной версии Горький умер от гриппа, перешедшего в воспаление легких. Таинственной инфекцией неожиданно заболели практически все люди из обслуживающего персонала Горького (комендант, его жена, повар – всего семь человек). При этом близкие, постоянно общающиеся с писателем люди ничем не заболели. Историки предполагают, что источником заражения была пища, которую готовили специально для Горького и которую могли пробовать заболевшие.
Быстротечная смертельная болезнь Горького возникла в тот момент, когда он перестал быть нужным как «буревестник революции», а стал представлять опасность, как инициатор создания партии «Союза интеллигентов». Был отдан приказ и слабо тлеющую болезнь «подтолкнули». Думаю, и энергетика дома сыграла здесь свою роль. Во всяком случае, умирая, писатель неожиданно потребовал, что бы его увезли из ненавистного дома. Писателя перевезли из особняка на малой Никитской в Горки. И случилось невероятное, ему сразу стало лучше. Этого просто не могло быть. Ведь организм был отравлен с переизбытком.
Разобраться с неожиданным феноменом лично приехал Сталин. Ему предстал совершено выздоравливающий Горький. Ошеломленный и разгневанный Сталин потребовал для Горького «специального» вина. Тот выпил и на следующий день – умер.
После смерти Горького в особняке проживали его невестка с дочерьми. Они бережно хранили личную библиотеку писателя (около 12 тыс. томов).
Рекомендации архитектора.
Сейчас идет дискуссия передавать или нет особняк в частные руки. Думаю, что лучше сохранить особняк как музей.
Поскольку уверен, что судьба любого нового владельца (или фирмы), приобретшей дом сложится печально. И лучше это лишний раз не проверять.
В особняке можно устраивать какие-нибудь общественные мероприятия. Например, праздновать «хэлоуин», «ночь перед рождеством», праздник «Ивана Купала» и т.д.
Не рекомендовал бы устраивать в этом доме учредительные съезды политических партий и движений (если не стоит задача их развалить).
А в остальном… все хорошо…
Сайт автора: https://kharit.ru


Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.