Из Записных книжек писателя:
Как весело потратить миллион.
В Новый Год большинство людей задумываются о планах на будущее. И покупка недвижимости занимает в этих планах не последнее место.
Хорошо, что большинство людей мало понимают в строительстве. Потому, что те, кто понимает, находят в нем множество изъянов и недостатков.
К сожаленью, я принадлежу к последнему типу, это разновидность ужасного человека, который, придя в гости к друзьям в новый с иголочки дом способен заметить трещину на колонне, да еще обратить на это внимание хозяйки. Обычно люди выслушивают такие замечания подобно пациенту на приеме у врача, неожиданно узнавшему, что у него «ревматоидный полиартрит с анивризмом брюшного отдела аорты». Черт его знает, что все это значит и как теперь жить?
Однако знания рвутся наружу. Мне всегда бывает очень жалко людей, истрепавших себе нервы, потерявших огромные деньги и вздрагивающих при слове «строительство». Мне хочется подсказать им, защитить, уберечь от множества опасностей, подстерегающих их.
В стране сейчас строятся сотни тысяч усадеб и особняков. Большинство из них имеет серьезные проблемы.
Из тысячи застройщиков благополучно добираются до вселения в дом единицы.
Эту фразу я вспомнил, когда наблюдал рождение морских черепашек из кладки яиц. Мало кто знает, но из тысячи черепашек выживают лишь единицы.
В одной же кладке содержится всего 160-180 яиц.
Яйца закопаны черепахой на глубину 80- 90 см. В урочный день мама черепаха раскапывает яму и уходит в океан, предоставляя детенышам самим решать проблему выживания.
Сначала те должны прорвать мягкую, но прочную скорлупу, потом самостоятельно вылезти из глубокой ямы. Потом их ждет путешествие через полосу песчаного пляжа (30-70метров), на каждом метре которого их подстерегают опасности в виде крабов, чаек и прочих птиц. Все они с радостью лакомятся беспомощными (панцирь еще мягкий) черепашками. Но и те, кто прорвались к океану, натыкаются на новое препятствие в виде волн. Волны швыряют черепашек обратно, не давая им уйти в океан. Наконец, отдельные счастливчики все же попадают в воду, а там-то их как раз и ждут все хищники океанских глубин.
Думаю, строительство дома (в равной степени, как и покупка готового) представляют не меньше трудностей и опасностей для человека, не являющегося специалистом в этой области.
Все приходит в свой черед: рождение, первая любовь, день свадьбы. Приходит и строительство дома, обычно начинающееся с выбора архитектора и «приличной» строительной компании.
Выбор сейчас велик (песчаная яма, 70 метров пляжа и огромные океанские волны) – строительных компаний множество. Все они разные и имеют как плюсы, так и минусы.
Я попробовал классифицировать их. Вот что в итоге получилось.
Строительные фирмы бывают нескольких типов.
Тип. 1 — «Солидный». Большое красивое здание, явно принадлежащее фирме на правах собственности. Облик здания и его интерьеры должны внушать Заказчику уважение и понимание солидности данной компании, и ощущение неизбежности расставания с большими деньгами. Директор, как правило, эрудированный и раскованный. Вызывает восхищение, иногда граничащее с каким-то благоговейным трепетом. Хотя небрежный рассказ директора о том, что он только что вернулся из Куршавеля и хочет перестроить бассейн в своем доме, т.к. старый бассейн (всего 200 кв.м.) маловат – несколько раздражает Заказчика. Особенно если Заказчик пришел строить дом размером в 200 -400 кв.м..
В целом же конечно построят хорошо, если принимать их правила игры и не пытаться отстаивать истины типа «заказчик всегда прав» и вытекающую отсюда дискуссию на тему «кто в доме хозяин?» В эти диспуты такие фирмы, как правило, не играют, чем очень обижают ранимое сердце посетителей.
Тип 2 – «Устрашающий». Обычно такие офисы представляют собой несколько комнат или даже этаж, арендуемый у очень уважаемых организаций. Например, кремлевской администрации, налоговой полиции, МВД и т.д.
При входе в такое здание Заказчик оформляет множество пропусков, бумаг и виз, почти как при оформлении выезда за рубеж. При этом возникает понимание, что даже если фирма ничего не построит или построит плохо, вернуть деньги будет невозможно, и об этом прямо таки кричит внутренний голос Заказчика с гнусавым произношением переводчика зарубежных боевиков: «Даже не думай об этом…».
Менеджеры такой фирмы напоминают правительственных чиновников средней руки.
На вопрос : Сколько стоит у Вас черепица? – обычно последует обстоятельный ответ.
«10-ти долларовая стоит 10 долларов за кв. метр» — слегка устало, как и подобает опытному специалисту начнет объяснять менеджер.
«20-ти долларовая стоит 20 долларов за кв. метр. А вот 25 –ти долларовая….»
Лекция может продолжаться довольно долго, пока Заказчик не догадается, что
«35-ти долларовая черепица стоит 35 долларов за кв.метр».
Качество строительства в такой фирме напрямую зависит от связей и возможностей заказчика. Если он генерал –лейтенант или спикер Госдумы, министр или начальник отдела администрации Президента — построят хорошо. Если нет – возможны варианты….
Тип. 3 – «Артистический». Офисы такого типа называются студиями, дизайнерскими бюро и т.д. Расположены они обычно на мансардных этажах зданий либо просто в нескольких частных квартирах, объединенных вместе. Руководитель фирмы экзальтированная дама, красивая уверенная в себе и готовая на все, что бы получить Заказ, либо экстравагантный мужчина с бородой, серьгой в ухе, расстегнутой рубашке и невнятной дикцией.
Как правило, такие фирмы могут сделать либо хорошо, либо плохо. Середины не бывает. Если фирма выполняет работу хорошо, дружеские отношения с ее руководителем сохраняются на долгие годы, иногда перерастая в нечто большее, чем просто дружба. Если фирма с треском проваливает проект, все кончается бурной истерикой и слезами ее руководителя. Вернуть деньги Заказчику представляется невозможным, так как неожиданно выясняется, что кроме яркой рубашки у директора нет никакой собственности, а все сотрудники давно разбежались…
Тип 4. «Отдайте ваши денежки». Офис такой фирмы располагается в цокольных этажах зданий. В коридорах могут лежать мешки с цементом и рулоны рубероида.
Руководитель фирмы – крупный мужчина с крепким рукопожатием, одетый в строительную робу. Он плохо говорит по- русски, и на все вопросы отвечает коротко: «Сделаем». Обстановка деловая, кажется что все только что со стройки, и через мгновение немедленно отправятся туда вновь. Заказчику объясняют, что надо скорее внести деньги, так как с прошлого года случайно остался очень дешевый кирпич, и его вот-вот продадут.
Обычно проблемы с такими фирмами начинаются после первого этапа работ. Руководитель объясняет, что в смете ошиблись, деньги все потрачены и надо платить еще. Появляются крепкие ребята, которые пытаются объяснить, что, на самом деле – они руководители фирмы. Ничего не добившись, крепкие ребята исчезают вместе с фирмой.
Тип 5. «Работяги». Обычно такие фирмы не имеют офиса. Встреча и подписание договора происходит либо в ресторане, либо на стройплощадке предыдущего объекта, с которой перед приездом заказчика тщательно убраны все пустые бутылки, а рабочие из бывших союзных республик ходят, скромно потупив глаза, как невеста перед обручением. Смета приятно поражает своей дешевизной. Платить предлагается только наличными.
В итоге строят плохо, хотя видно, что стараются. После предъявления претензий долго и так же плохо по нескольку раз переделывают. На каком-то этапе либо сами исчезают, либо их выгоняет отчаявшийся Заказчик. Иногда деньги удается вернуть, но время, стройматериалы, нервы – потеряны безвозвратно.
Общение с такими фирмами зачастую выглядит весьма забавно, если наблюдать со стороны….
Как-то мне пришлось помогать приятелю вылезать из затяжной распри с такой «шараш-монтаж» конторой.
Для тех, кто еще не испытал прелестей общения с подобными «строителями» привожу практически стенограмму нашего приезда на стройплощадку:
Весь облик прораба наводил на невольное предположение, что в совсем недавнем прошлом его дух подвергся суровому испытанию. Даже в наброшенной на широкие плечи куртке с таинственной, полустертой, возможно, от пережитых ужасов, надписью на спине было столько уныния и тоски, что казалось, ее обладатель сейчас заговорит словами Гамлета: «Испить бы мог и совершить такое, что день бы дрогнул…»
— Как ваше самочувствие? – вежливо спросил Заказчик.
Нельзя сказать, что бы самочувствие прораба занимало его мысли, но ведь беседу надо как-то начать.
— Бе-да, — по слогам возвестил прораб голосом, принадлежащем обитателю преисподней. — Что-то день сегодня не задался, поднимаю глаза, глядь, а это Вы стоите… — грустно возвестил он.
— Надеюсь, меня не ждут плохие новости? — спросил Заказчик, сильно уверенный в обратном.
— М-м-м…
— Не мычите, пожалуйста, я ведь задал вопрос — Заказчик повысил голос.
Прораб погрустнел еще больше и философски ответил – — Нет. Думаю, плохие новости ждут меня, поскольку я собираюсь попросить у Вас еще денег на кирпич.
Опытный Заказчик проигнорировал заброшенную наживку, не вступая в диспут, описанный в любимой детской книжке, которую ему читала бабушка:
«А те, что были на прошлой неделе? – вопрошал Корней Иванович семью крокодилов.
Заказчик помнил ответ:
«А те, что были на прошлой неделе, мы давно уже съели….».
Поэтому он не стал задавать глупых вопросов, а применил обходной маневр.
— Так как со сроками? – задал он, казалось бы, невинный вопрос, который однако метко попал собеседнику в обнаженный нерв.
Прораб неожиданно замахал руками, как заправский осьминог. Скорость, с которой петляли и кружились его руки, завораживала.
Чувствовалось, что во время этих магических пассов его мысли медленно выстраивались в боевое каре.
Дело в том, что по договору окончание работ должно было состояться в августе следующего года. Судя по тому, как разворачивались работы, прораб тешил себя искренней надеждой, что этот месяц никогда в жизни не наступит.
Бестактный вопрос заказчика, он воспринял, так, как если бы на похоронах спросили, когда уже наконец закончат с обязательной частью и приступят к поминкам.
— Третьего дня не дали бетон, — издалека, изо всех сил сдерживая эмоции, начал прораб. — Вчера дали, но не было электричества. Лучше бы не давали. Как вспомню, меня аж всего колотит… — губы прорабы начали трястись. Эмоции душили его. — Сегодня с утра приехали менты, всех забрали. Я один уцелел. Схоронился в сарае, под полом. Потом в лес отполз. Думал до своих податься, а тут Вы… Господи, доколе попустительствуешь? – неожиданно перешел прораб на старославянский, вопрошая Господа толи о ментах, толи о нас с Заказчиком….
Выглядел он не хуже средней руки пророка, обличающего людские грехи.
Однако черствого Заказчика не тронул рассказ прораба.
Одна из трудностей составления исторических хроник – в том, что, излагая диалог между героями, летописец принужден отсеивать лишнее. Если отсеять ненормативную лексику, которая, безусловно, является лишней в диалоге джентльменов, наши собеседники пребывали в полном молчании. Помолчав так минут десять, они разошлись.
Когда красный как вареный рак Заказчик и сопровождавшие его лица уезжали, прораб подвел заключительную мораль:
— Козлы, – коротко сказал он.
*****
Конечно, существует еще целый ряд типов строительных фирм, как правило, они являются комбинацией перечисленных пяти основных форм.
Думаю, мой рассказ может оказаться полезным в нелегком выборе, который предстоит сделать каждому, взявшемуся за строительство. Успехов в этом, и да хранит Вас Господь.
Сайт автора: https://kharit.ru/
Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.