Главный библиограф ЦГБ города Братска Райс Ж.В. 

28-09-2024

Библиосфера. Михаил Харит «Карнавал Ар-Мегиддо» .

В  2016 и 2022 г. вышло две части большого философского романа Михаила Харита: «Рыбари и виноградари. Королева принимает по субботам» и «Рыбари и виноградари. В начале перемен». Выход этих книг привлёк внимание и  читателей, и  экспертов. Михаил Харит рассказал о том, что один из героев «Рыбарей и  виноградарей» в  детстве нашёл тайник с тетрадью его деда-волшебника, куда тот записал сказки-притчи, придуманные им для внука. Писатель получил «запрос» от самого Провидения опубликовать все сказки из таинственной тетради  – и  стал составлять новую книгу под названием «Сказки ангелов и  демонов». Судя по тому, что эпизод повторён в авторском предисловии к  книге «Карнавал Ар-Мегиддо», это она и есть. Название сборника – от одноименного рассказа, открывающего сборник и повествующего о событиях в местечке Мегиддо на горе Ар. Это место упомянуто в Библии и по легенде является местом последней битвы сил добра с силами зла.

Уже на фонетическом уровне указание на Армагеддон, который ассоциируется с Апокалипсисом, связывает книгу малой прозы Харита с «Рыбарями и виноградарями» – ведь этот роман развивал мысль о конце света. Но прямая тематическая перекличка с романом прослеживается далеко не во всех рассказах. Напротив, иные тексты прямо утверждают, что конец света можно «отменить» должным поведением людей («Настройщик»).

«Карнавал Ар-Мегиддо» составляют сорок три произведения. Сорок из них по стилистике, тематике и сюжету – полностью художественная проза в  разных жанрах. Это фантастические рассказы и повести (их большинство), реалистические с мистическим подтекстом, просто реалистические истории, сказки и небольшие ёмкие притчи, трансформирующие постулаты Священного писания (в 2006 году Харит выпустил книгу «Тайны Святых писаний. Комментарии к Библии и Торе). И  три эссе, построенные как публицистические высказывания: «Чистосердечное признание (эссе о творчестве)», «Новая реальность – новый секс?» и «Чему учат сказки?». Эссе апеллируют к области коллективных знаний и устоявшихся представлений человечества.

Самые запоминающиеся рассказы в  сборнике Харита утверждают в  фантазийной форме, что, во-первых, ни одно событие или явление не происходит только в  материальном мире, у него всегда есть некая потусторонняя подоплёка, и, во-вторых, ничто даже в физическом пространстве неоднозначно, не подлежит единому универсальному толкованию. Даже те сказки Харита, что кажутся чистой политической сатирой, не следует воспринимать так плоско: в них тоже есть амбивалентность смысла и возможность концептуальных разночтений.

Реальность, куда более причудливая, чем наши о ней представления, сгущается на страницах сборника, втягивая читателя в  круговорот таинственных событий. Не все персонажи Харита сумели уловить сигналы мироздания и понять, что и Кто хотел до них донести: «Мужчина лежал на полу, закрыв глаза, и тихо повторял одну и ту же фразу, казавшуюся ему самому бессмысленной: «Почему, Господи?» Но автор надеется на то, что читающий окажется прозорливее или чутче в восприятии, чем созданные его воображением типажи.

Наиболее интересные и  содержательные рассказы «История с  привидением», «Хозяин дома», «Ибо положена печать, и никто не возвращается…», «День, который человечество пережило», «Бомж Серж», «Несправедливость». Производит впечатление откровения повесть «Корректировка», трактующая вопрос, чего ожидает Бог от человека, вкладывая в него душу (своё дыхание). Она завершается выводом: «Если хочешь свободы, надо рвать с убогими правилами плоской киноплёнки. Вылезать из её двумерной плоскости в новое измерение, где нет ограничений и всё лишь в твоих руках с молчаливого согласия Того, кто всё это создал». Выделяются в сборнике три рассказа, объединённые общим героем Андреем: мальчиком, подростком и  взрослым, пятикратно женатым, но не нашедшим счастья мужчиной. Это «Страшная правда», «Школьник» и «Пять жён Андрея» – едва ли не самые реалистичные повествования из всех. Вывести литературный персонаж, которому можно симпатизировать, – показатель писательского мастерства.

«Карнавал Ар-Мегиддо» – это безудержная сатира над философией, историей, теологией, социологией. Бесспорный интеллектуальный и научный кругозор автора зашкаливает. Это понятно, если учесть биографию писателя: доктор наук, профессор, путешественник, археолог … Возможно, это и определяет и литературный язык автора – такого языкового богатства и красочности описаний одновременно с чёткостью мысли и краткостью изложения в современной литературе уже давно не встречалось.

Многослойность сборника объединяет сюжеты с общим вопросом к читателю – до какой глубины, до какого слоя, до какой степени понимания сущности мироздания ты способен прорваться. В итоге возникает интеллектуальный квест, увлекательный и необычный.

Можно рекомендовать эту книгу не только любителям фантастики, но и всем почитателям интеллектуальной литературы.

Харит, М. Д. Карнавал Ар-Мегиддо / Михаил Харит. – Москва : АСТ, 2022. – 448 с.

Дорогие читатели, в любой библиотеке МБУК «ЦБС г. Братска» есть уникальная возможность через электронную библиотеку «ЛитРес» получить новинки литературы, которых в бумажном варианте в библиотеках еще нет, а в магазине они стоят дорого. Но у нас вы можете взять их совершенно бесплатно. Для этого необходимо прийти в библиотеку, зарегистрироваться и получить логин и пароль. А затем беспрепятственно наслаждаться чтением в он-лайн режиме.

Жанна Райс,

главный библиограф Центральной городской библиотеки им. И. Черемных

Источник: http://www.bratsklib.ru/news/5785/


Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.