Из Записных книжек писателя:
Увлекательные путешествия во Франции: Усадьба Шеверни.
Досье:
Место : Франция
Название: Усадьба Шеверни
Архитектурный стиль: Ранний классицизм
Стили интерьеров: классицизм
Год постройки: 1634 г.
Владельцы: граф Шеверни, маркиз де Вибре
«Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было…» — Книга Экклезиаста. Ветхий Завет.
В начале 14 века на месте современной усадьбы Шеверни стояла мельница. Эту землю выкупила знаменитая французская семья Гюро, для того чтобы построить здесь свой родовой замок.
Надо сказать, что и в те стародавние времена получение разрешения на строительство родового замка было довольно сложной процедурой, обставленной множеством разного рода бюрократических предписаний. «Взятки» платились огромные, обычно в виде дорогих подарков, которыми могли быть земли, кони, дома, драгоценности. «Взяткой» могла быть политическая лояльность, финансирование военных компаний и , как бы сейчас сказали, финансирование определенных политических партий. Ну, и наконец, зачастую откровенно брали и просто деньгами.
Разрешительная грамота на строительство всегда подписывалась лично королем. Причем в данной бумаге оговаривались площадь застройки, высота стен, количество башен и даже размеры комнат. Так, что наша современная бюрократия – белая и пушистая, по сравнению с теми временами.
Например, семья Гюро получала «разрешение на строительство» почти 150 лет. Лишь к концу 15 века Жак Гюро, будучи интендантом Людовика 12, наконец получил разрешение на строительство замка на месте старой мельницы.
Первая усадьба Шеверни была построена в начале 16 века. Это был типичный ренессансный замок в стиле Шато с многочисленными башнями, подъемным мостом над наполненным водой рвом, множеством фортификационных сооружений.
Однако, владельцев только что построенного поместья ждал еще один сюрприз.
После смерти короля Генриха 2-ого, к власти пришла Екатерина Медичи. В качестве одного из первых своих государственных дел она затеяла войну с финансовой империей любовницы своего мужа, красавицы Дианы де Пуатье. Война началась с попытки отобрать у нее один из лучших замков Франции – Шенонсо. На первый взгляд история Дианы де Пуатье и ее замка (Шенонсо) не имела никакого отношения к замку Шеверни. Но это только на первый взгляд. Ведь судьба иногда преподносит самые неожиданные истории…
Надо сказать, что герцогиня Валентуа, известная, как Диана де Пуатье была одна из богатейших и влиятельнейших людей своей эпохи. Сейчас бы ее назвали «олигархом». Умная, предприимчивая, красивая и волевая она умело использовала свои таланты: была любовницей сначала короля Франциска 1, потом «по наследству» стала жить с его сыном- королем Генрихом 2, все время оставаясь во главе политических партий и интриг. За несколько десятилетий она создала огромную финансовую империю, мощь которой была сопоставима с богатствами государственной казны.
Для того, что бы подорвать финансовое могущество Дианы и отобрать замок, находящийся в частной собственности, было затеяно судебное дело о «расследовании хищения государственных средств». Ассамблея судей Парижа призвала фаворитку «вернуть награбленное». Было срочно организовано судебное дело о «разбазаривании государственного достояния в пользу привилегированных лиц, махинациях и мошенничестве». Судьи арестовали сеньора Ге-Пеан, который показал, что с помощью протекции Дианы де Пуатье, герцогини де Валентуа он получал от короля выгодные контракты и лицензию на торговлю солью. Огромные деньги при этом были похищены из государственной казны, которыми, по словам обвиняемого, он делился со своей покровительницей. Надо сказать, что эти «чистосердечные» признания не спасли самого Ге-Пеана. Он был казнен, а его имущество конфисковано.
Перед Дианой также возникла угроза конфискации всего ее имущества, поэтому она согласилась «поделиться» некоторой своей собственностью и добровольно отдать Шенонсо (отказ был юридически оформлен как «обмен») и довольствоваться значительно более скромным замком Анэ, где по этому поводу начался срочный косметический ремонт. Власть не решилась «добивать» опальную фаворитку, поскольку у герцогини оставались еще могущественные друзья, а равновесие в королевстве было слишком шатким.
На беду, политические баталии зацепили и семью Гюро, вернее их только что построенный замок. Кто сделал семье Гюро предложение «от которого те не смогли отказаться»: королева Медичи или могущественные друзья Дианы — история умалчивает. Но, так или иначе, семью Гюро настойчиво попросили уступить усадьбу Шеверни для временного проживания Дианы де Пуатье. В результате, так толком и не пожив, в новом только что отстроенном замке, владельцы в 1564 году передали его в пользование опальной фаворитки.
Возможно, замок так бы не вернулся к своим владельцам. Но на следующий год Диана де Пуатье упала с лошади, сильно заболела и слегла. Ее влияние стремительно таяло. Приложив немало дипломатических усилий и использовав свои политические связи, семье Гюро удалось вернуть себе замок, а Диана де Пуатье отправилась доживать свою жизнь в Анэ, где и умерла в возрасте 66 лет в 1566 году..
В общем, все погибли…
Надо сказать, что и последующих владельцев замка судьба явно не баловала.
В 1599 году замок Шеверни унаследовал маркиз Анри Гюро.
В возрасте 24 лет он женился на Франсуазе Шабо, которой в момент бракосочетания было всего 11 лет. Может быть из-за слишком юного возраста невесты, а возможно, вследствие пристрастности мужа к военным походам, но так или иначе супружеская жизнь складывалась весьма неудачно.
Однажды, когда Анри веселился с королем Генрихом IV вдалеке от жены в Париже, тот в присутствии множества друзей приставил сзади к его голове два пальца в виде рогов. Зеркало дало возможность молодому графу увидеть, что явилось предметом безудержного хохота присутствующих.
Не сказав ни слова, он оседлал коня и во весь опор поскакал к своему замку, куда примчался на рассвете, ворвавшись в спальню своей супруги.
Он сразу понял, что шутка короля была не беспричинна, поскольку из кровати жены выскочил раздетый юный паж. Перепуганный любовник успел выпрыгнуть в окно, но неудачно приземлился, сломал себе ногу и не мог бежать. Разъяренный муж прикончил его ударом шпаги.
Вернувшись в комнату к жене в сопровождении священника граф дал ей час на размышление, чтобы выбрать смерть между шпагой и ядом. Несчастная предпочла яд.
В книге записей приходской церкви Сен Мартен де Блуа до сих пор сохранилась следующая запись:
«В субботу 26 января… графиня де Шеверни была отравлена, судя по слухам, по причине адюльтера. Когда хирурги мэтр Гийом и его сын произвели вскрытие, они обнаружили младенца мужского пола пяти с половиной месяцев, и в тот же день некто по имени Шамбелэн, подозреваемый в адюльтере, был убит в замке Шеверни».
После этого случая стали поговаривать, что над замком висит проклятье. Это было косвенно подтверждено неожиданной и беспричинной политической опалой Анри Гюро.
Избавления от проклятья.
Желая избавиться от проклятья, повисшего над замком, Анри Гюро принимает решает снести его и на этом же месте построить новый дом. Его вторая жена Маргарита де ла Мориньер начала строительство в 1625 году нового замка, а их дочь украсила интерьеры Шеверни.
В 1634 году новый особняк был закончен и вот уже почти 400 лет он радует владельцев и их гостей своей красотой. Надо сказать, что родовое проклятье полностью исчезло и прямой потомок Анри Гюро, графа Шеверни – Маркиз де Вибре проживает в этом доме по настоящее время.
Если заранее договорится с владельцами замка, возможно, что сами хозяева проведут экскурсию по их "скромному" жилищу и угостят вином из своих же погребов.
Замок похож на Люксембургский дворец в Париже, что и неудивительно, т.к. строил один и тот же архитектор.
Главное здание усадьбы поражает своей белизной, хотя в отличие от большинства французских замков фасад здесь никогда не реставрировался. Дело в том, что стены особняка построены из камня «Буре», который со временем становиться лишь тверже и белее.
Шеверни — первый особняк XVII века в том стиле, который впоследствии назвали классическим. Высокое и узкое центральное здание симметрично связано двумя крыльями с квадратными павильонами, покрытыми округлыми кровлями с башенками-фонарями. В планировку ренессансного стиля добавлена классика, выраженная в череде ниш, украшенных бюстами, что придает фасаду изящную легкость. Хотя в облике современного дома сохранилось что-то и от старого замка. Два боковых, более высоких и мощных павильона соответствуют промежуточным башням. Еще более средневековый характер имеют крепостные рвы, засыпанные с южной стороны в XIX веке, но оставленные с северной.
Узкий центральный павильон с гербом своего владельца, содержит лестницу с двумя прямыми сводчатыми маршами. Эта форма лестницы являлась принципиально новой для 17 века, поскольку в то время лестницы строились в основном винтовыми.
Возможно, в качестве семейной шутки на стене лестницы висят огромные рога оленя, привезенные из Сибири. Ширина рогов 2,4 метра и им почти 600 лет.
Настоящие красоты Шеверни начинаются с визита внутрь апартаментов. Перед посетителями возникают потолки, панели, камины, расписанные Жаном Моснье из Блезуа, деревянные панели Хаммерберга, мебель, шпалеры по картонам Вуэ и Теньера, картины Тициана и Рафаэля, стены с обивкой из испанской кожи из Кордобы. Поскольку это частные владения, наряду с бесценными историческими реликвиями можно увидеть, например, современные свадебные фотографии.
Собака – настоящая любовь, которую можно купить
На мой взгляд, жить в загородном доме и не иметь при этом собаки – совершено невозможная вещь. Причем собака должна быть большой, боевой и жить на улице. В отличие от человеческой охраны, собаку нельзя подкупить, напугать или уговорить. Настоящая боевая собака – десятки килограмм сильных мускулов, которая не задумываясь отдаст свою жизнь за хозяина.
Собака — это не только охранник. Ученые утверждают, что маленькие дети, растущие в семье, где есть собака, развиваются значительно быстрее своих сверстников, их психика и иммунитет более устойчивы. Английские исследователи утверждают, что дети, регулярно играющие с собакой болеют на 40 процентов реже, чем дети не имеющие такой возможностью. Мне приходилась читать интересное исследование немецких врачей, которые приводят примеры, что собака заболевает той же болезнью, что и ее хозяин. Причем по мере заболевания собаки, болезнь человека, как бы отступает. После полного выздоровления человека, поправлялась и собака. Таким образом, получается, что собака, берет на себя часть страданий своего хозяина, помогая ему справиться с болезнью.
В усадьбе Шеверни очень любят собак. В специальных псарнях, расположенных в парке там живет 70 породистых собак.
В основном – это охотничьи собаки, поскольку владельцы усадьбы свято хранят традиции псовой охоты. Здесь регулярно устраиваются охотничьи выезды – это красочное и почти театральное действие. И если вы подружитесь с владельцами усадьбы, у вас появится возможность поучаствовать в одном из таких необычных приключений, герои которого, кажется, сошли со страниц приключенческих романов.
Современные хозяева замка охотятся , в основном на оленей, чьи рога развешены повсюду. В зале «трофей» имеется до 2000 рогов .
Храните историю своего рода.
Я часто советую, людям, предусмотреть помещение для семейного архива, либо не забыть зарезервировать для этой цели несколько достаточно вместительных шкафов в домашней библиотеке.
То, что сегодня кажется незначительным (куклы вашего ребенка, его рисунки или дневники, ваши семейные фотографии, старые елочные украшения, коллекция марок или монет и многое другое), будет представлять огромную духовную ценность для ваших далеких потомков. Хотя зачастую эта ценность может быть и материальной.
Например, в замке Шеверни союз французских антикваров устраивает престижный аукцион. На одном из недавних аукционов роль звезд сыграли два предмета.
Первый — клавесин эпохи Людовика Пятнадцатого (начало18 века). Удивительно хорошо сохранившийся инструмент и ни разу не реставрированный! Это не только шедевр мебельного искусства, но и прежде всего великолепный инструмент с характеристиками, которые невозможно повторить сегодня. Клавесин оценивался в 150 тысяч долларов.
Второй раритет — «Энциклопедия или Толковый словарь искусств, наук и ремесел» Дидро и Д'Аламбера, очень нечасто появляющийся на аукционах. Это издание мятежников и бунтарей было запрещено в то время, прежде всего по причине взглядов его авторов на роль церкви. На выставленном в Шеверни экземпляре был экслибрис дворянина дю Берри, который получал тридцать три тома энциклопедии с 1751 по 1777 года. Книги хранились в семье дю Берри и передавались по наследству. Начальная стоимость энциклопедии — 30 000 долларов.
Думаю, многим в современной России, кто заново создает родовую усадьбу, посещение Шеверни даст много интересных идей для правильного устройства «родового гнезда».
Отрывок из книги «Знаменитые дома, замки, усадьбы».
Сайт автора: https://kharit.ru
Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.