Из Записных книжек писателя:
Тайны Святых Писаний. Сравнение Библии и Торы.

Источник: https://triptonkosti.ru/23-foto/iosif-v-egipte-risunok.html

Эта статья продолжает серию статей, где сравниваются тексты Библии и Торы.

Первую и большую часть христианской Библии составляют книги Ветхого Завета. Завет означает связь, договор человечества с Богом. Затем возникает качественно новая связь человека с Богом: Бог является людям в человеческом образе, в образе Иисуса Христа. Этот новый диалог человечества с Богом изложен во второй части Библии, называемый Новый Завет.

Не все знают, что Тора (священная книга религии иудаизма) практически полностью повторяется в первой части Библии (Ветхом Завете). Различия в основном в переводе звучания Библейских имен.

Поэтому для более полной картины, читателям предлагаются параллельные тексты из Библии и Торы в их канонических переводах.

Библия совсем не простая книга.

В Священных Текстах содержатся и зашифровано огромное количество духовных знаний. Чем выше духовный уровень человека, тем по-другому он видит и воспринимает содержание Библии.

Кто-то воспринимает тексты Библии как сборники исторических рассказов. Другие видят в Библии изложение морально-этических или философских принципов. Иные пытаются разгадать за строками текста тайные мистические знания.

Предлагаю читателям свой подход.

Итак, продолжаем разбирать текст (начало было в предыдущих постах):

 

 Библия. Ветхий завет. Бытие.   

И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он человека, в котором был бы Дух Божий?

И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты;

Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.

И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою.

И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;

Велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать перед ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. (41.38 – 41.43)

Источник: https://triptonkosti.ru/22-foto/iosif-v-egipte-kartina.html

Тора. Книга Брейшит. Глава Микец 

И сказал фараон рабам своим: «Найдем ли мы человека, подобного этому, в котором дух всесильного?».

И сказал фараон Йосефу: «Так как Всесильный возвестил тебе все это, нет разумного и мудрого, подобного тебе».

Ты будешь над домом моим, и по велению твоему будет управляться весь народ мой; только престолом я буду выше тебя.

И сказал фараон Йосефу: смотри, я назначил тебя над всей страною Египетской!

И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Йосефу, и одел его в одежду из Виссона, и возложил золотую цепь на шею ему.

И велел везти его на колеснице, предназначенной для наместника, и возглашали перед ним: преклоняться! И дал ему власть над всей страною Египетской. (41.38 – 41.43)

Источник: https://triptonkosti.ru/22-foto/iosif-v-egipte-kartina.html

Комментарии

 

История неожиданного возвышения Иосифа из тюрьмы прямо во властители Египта выглядит фантастичнее сказки про «Золушку».

   Если воспринимать Святые Писания, как исторический рассказ,  поступок фараона выглядит, мягко говоря, странно: назначить тюремного пленника (да к тому же чужеземца, осужденного за попытку изнасилования жены своего хозяина)- на высшую в государстве должность. Хотя сторонники исторического подхода к Библии ссылаются, что во время правления Аменхотепа  IV из восемнадцатой династии возвысился  некий Ианхаму. Он был назначен главным надзирателем над зернохранилищами.

     В истории Древнего Египта есть еще несколько  примеров неожиданных возвышений фараонами  простых людей. Например, Геродот пишет, что фараон Рампсенит, пораженный ловкостью одного вора-камещика, похитевшего у него сокровища, сохранил тому жизнь, сделал дорогие подарки и даже выдал за него свою дочь.

   Похожий случай представляет история некого Синеха. Синех был чужестранцем в Египте, самого простого происхождения из племени Аму. Однако во времена правления фараонов двенадцатой династии (Аменемата и Осертесена), он был назначен «советником, между сановниками царя».

Но думаю, приведенные примеры лишь усиливают невероятность попытки рассматривать историю Иосифа, как исторически правдивую. Они  лишь показывают, что любой миф не возникает на пустом месте. 

     Есть и другая версия, более мистическая, пытающая объяснить удивительное назначение Иосифа начальником «над всей землей Египетской».

     Облачались в виссон и носили золотые цепи египетские жрецы, к которым, судя по тексту стиха 42, возможно, был причислен Иосиф.

   Из письменных памятников Древнего Египта известно, что одной из основ религии этой страны было учение о двойниках: у каждого человека, в том числе у фараона существует двойник, с которым таинственно связана его жизнь. Соединение и взаимное узнавание двойников приносит благо их душам. Именно указанным учением можно объяснить столь неожиданную реакцию фараона на встречу с Иосифом. Тот растолковал фараону его сон, а  души двойников имели особенно тесную связь именно во сне, поэтому они могли легко толковать сны друг друга.  Поэтому фараон узнал в Иосифе своего двойника и сделал его «вторым после себя». 

В древнееврейском оригинале употребляется слово «мишнэ» — «второй», но это же слово можно перевести и как «двойник». Тогда стих 43 может быть прочитан: « … велел везти его, как «двойника» на своей колеснице…».

Источник: https://triptonkosti.ru/22-foto/iosif-v-egipte-kartina.html

    Эта версия очень элегантна, хотя представляется и несколько натянутой.

     С другой стороны история Иосифа делается вполне понятной, если рассматривать ее  не как исторический рассказ, а как изложение духовного опыта, рассказ о ступеньках воспитания и совершенствования души человеческой.

   Напомню, что в  этом случае под терминами «Египет» и «Фараон» зашифрованы  «эгоистические желания» и «эгоизм» человеческой души (подробнее об этом в «комментариях» предыдущих номеров журнала «Модерн»). Получается, что на определенном этапе развития,  душа, приобретя достаточно высокие духовные свойства, называемые «Иосиф», неожиданно проваливается в бездну собственного эгоизма. При этом даже несмотря на  соблюдение определенных моральных принципов ( эпизод с отказом Иосифа от прелюбодеяния с женой Потифара), душа продолжает опускаться вниз в своих свойствах  (эпизод с заключением Иосифа в подземную тюрьму).

В самой глубине своих неисправленных желаний (в тюрьме Египта) он осознает власть эгоизма, власть фараона. Иосиф становиться наместником и другом «фараона». Практически отождествляет себя со своим эгоизмом, становиться рядом, «вторым» после него.

На житейском примере, это —  человек с высокими духовными качествами,  поступающий в соответствии со своими глубинными эгоистическими желаниями. Он с удовольствием принимает поклонение своих учеников, деньги, славу, почести и власть. При этом он является глубоко религиозным человеком, соблюдающим основные библейские заповеди. Мы знаем немало примеров такого рода среди религиозных лидеров многих конфессий.

Получается некая двойственность свойств – с одной стороны это почти святой человек, с другой – глубоко эгоистичный.

   На самом деле это совсем не случайно. Именно такая двойственность характера, такая духовная ступень, (называемая в Библии «Иосиф»), дает возможность продвинуться  выше по духовной лестнице. Без осознания собственного эгоизма, без глубокого погружения в него этого сделать невозможно.  Более того, осознание низших свойств своей      души, подавляющей мощи собственных эгоистических желаний должно быть полным. Об этом в следующих отрывках…

  

 Покупайте книги автора на сайте https://kharit.ru/


Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.