Из Записных книжек писателя:
СВЯТАЯ ГРЕШНИЦА.

Источник: https://artflora.ru/blog/chto-daet-solnce-rasteniyam/

Есть места, которые незримо притягивают к себе, манят и влекут какой-то тайной, неведомой и непостижимой. Даже оскверненные их развалины обладают таинственной силой, которая собирает вокруг них людей. Одним из таких мест всегда были и остаются Белогорские пещеры, что в Воронежской области.

Белогорские пещеры находятся на правом, гористом берегу Дона, где чередуются холмы и пригорки, малые и большие скалы, часто подходящие к изрезанному многочисленными затонами, заливами и образованными половодьями рек озерами берегу. Пещеры расположены на крутой, почти совершенно обнаженной меловой горе, отдельной скалой нависающей над берегом.

Не понятно, почему связь с Богом проще всего установить людям, практически опустившимся на самое дно общественной жизни, часто поправшим все известные нормы морали. Ведь часто как бывает: живет себе человек тихо — мирно, ходит в церковь, милостыню раздает, молитвы читает, земные поклоны кладет, пост соблюдает, да заповеди старается не нарушать, а связь с Богом все равно остается односторонней, как бы он ни старался – он говорит, а Бог слушает (очень хочется верить, что слушает), но не отвечает. А другой всю жизнь пропьянствовал, прогулял, бомжевал и побирался, опустился на самое дно, и, казалось бы, его уже поджидают парочка дюжих провожатых с украшениями в виде хвостов, копыт и маленьких пятачков. Ан нет, вдруг такой непутевый сын божий одумается, да и поменяет свой статус сразу с опустившегося грешника на святого, который наяву слышит пение ангелов и запросто разбирается в Божьих замыслах, как будто всю жизнь провел за учебниками в какой-нибудь элитном лицее у Бога. Спрашивается: где справедливость?

В научных исследованиях есть такое правило: проблему нужно исследовать со всех сторон. Может быть, просто взглянуть на это с другой стороны? А начать нужно с того, что мы вообще никто и ничего на самом деле о Боге не знаем, а все представления о морали, о церкви, о благопристойности – это НАШИ представления, которые могут очень сильно отличаться от представлений Бога. Каждый из нас зачем-то приходит в этот мир, и каждый должен выполнить свою индивидуальную программу, но кто знает, что именно записано в этой программе? Быть может, наш мир – это некий инкубатор душ, где их готовят к другой, более совершенной жизни. А может, наш мир – это и есть ад, в который мы так боимся попасть после смерти. Но тогда не стоит бояться, потому что мы уже в нем, и никакие санитары с длинными хвостами и маленькими копытцами нам не грозят. Мы просто отбываем наказания за какие-то уже полученные грехи. Только вот знать бы, в чем состоит искупление.

Но может быть, что все так и есть, как говорит нам церковь, и мы действительно проживаем жизнь, а после смерти нас ждет Страшный Суд. Хотя, скорее всего, мы все-таки вообще не знаем, что нас ждет и каковы наши роль и миссия в этом мире. Но узнать-то хочется… И самое главное, почему некоторым приоткрывают завесу, закрывающую мир, а другим нет.

На Востоке, где под жаркими лучами солнца единственным пейзажем на многие тысячи километров является пустыня, копают очень глубокие колодцы, чтобы добраться до воды. Именно там люди заметили одну очень любопытную особенность, опускаясь в такой колодец, солнце можно увидеть только добравшись до самого дна. Может быть, и в нашем мире, Бога можно увидеть, только опустившись до самого дна?

Источник: https://bangkokbook.ru/galereya/solnce-nad-hramom-85-foto.html

Жизнь пещерокопательницы Марии, основательницы Белогорских меловых пещер, никак нельзя назвать праведной, ибо жизнь она вела разгульную и до крайности невоздержанную.

 Родилась Мария в 1740 году в семье казака Константина Босого в уездном городе Бирюче, что в Воронежской губернии. После обращения украинских казаков в казенных поселян, называвшихся войсковыми, вместе с семьей в 60-х годах XVIII века переехала в слободу Белогорье, получившую свое название от близлежащих меловых гор на правобережье Дона. Там она и вышла замуж за белогорского войскового Самойла Шерстюкова, довольно уже пожилого и несколько малоумного селянина, от которого родила двух сыновей и одну дочь. Ее замужество длилось около 20 лет, а овдовевши, предалась она беспробудному пьянству и разврату, промотала все имущество своего мужа и вынуждена была наниматься в работницы к людям, где, впрочем обычно не задерживалась по причине своего буйного нрава и худого поведения. Оставаясь совсем без средств, она для пропитания своего прибегала к шарлатанству, занималась колдовством и ворожбой.  На собственных детей она не обращала ровно никакого внимания.

Источник: https://poznamka.ru/russia/belogorskij-voskresenskij-muzhskoj-monastyr?

Так и жила Мария до 1795 года, пока не пришла к ней однажды неизвестная старуха, которая сказала, что довольно уже ей мучаться, а потом повела к роднику, умыла, прочитала молитвы и велела не выходить из дому 6 недель, воздержаться от вина и молиться Богу. После этого Мария, как блудный сын, описанный в Евангелии, пришла в себя и решила покаяться, а для исповедания грехов своих и наставления немедленно отправилась пешая в Киев, где и прожила довольно долго, питаясь подаянием от христолюбцев и ежедневно для богомолия бывая в Лавре и других монастырях. Исповедовалась она у какого-то лаврского иеромонаха, имени которого не потрудилась даже узнать, потому как разговаривала не с ним, а через него с Богом. Там же она и решилась, следуя примеру преподобного Антония Киево-Печерского,  на создание пещерной церкви в Белогорье.

Возвратившись в Белогорье в своим родственникам, она, на их удивление, совершенно переменилась в своем поведении: сделалась воздержанною постницей, смиренной, молчаливою и богомольною, хотя до поездки и в церковь-то почти не хаживала.

Весной 1769 года, раздав всех своих детей на попечение родственников, она уединилась в покрытую лесом гору на берегу реки Дон и начала копать. Через несколько дней во сне она увидела духовника своего, Киево-Печерского иеромонаха, который сказал ей, что она не в определенном от Бога месте начала копать пещеру, а нужно ей пройти чуть ниже по течению. В старину, добавил он, во время гонения от неверных, скрывались тут святые отцы, и ей, Марии, суждено найти их мощи. Потом иеромонах добавил, что место она найдет по лежащим на нем теслу (кирке), лопате и лотке. После этого монах поклонился, да и исчез, а она, повинуясь своему видению, нашла назначенное место и орудия для копания. Ободренная этим событием, она с большим усердием принялась за копание пещер. В течении двух лет она выкопала пещеру в горе на восемь саженей (17 метров) по прямой линии к западу.

Источник: https://www.interesmir.ru/belogorskij-monastyr-chast-4/

А тем временем весть об удивительной пещерокопательнице люди  приходить к ней: кто из любопытства, а кто и для богомолия на святом месте. Но удивительное дело – каждый из приходящих становился после посещения пещеры немного чище, раскаивался в своих грехах и начинал творить добрые дела, некоторые излечивались от болезней.

 Но мир наш несовершенен, а люди, живущие в нем, грешны. Так и священники окрестных церквей, которым, несмотря на божественное предопределение и сан следовало бы отречься от земных толков, поддались демону зависти, нашептывающему о популярности бывшей шлюхи и алкоголички, о богатых подношениях новоиспеченной послушнице неизвестно чьего прихода, о явном лицемерии недавней ворожеи. И начали они тогда с ней скрытую войну за паству, доказывая, что именно они, а не эта прохиндейка, ближе к Богу, начисто забыв о том, что все мы дети Его и все в нашем мире, а, значит, и прозрение блудницы, происходит по воле Его.

Борьбу с Марией пещерокопательницей священники окрестных церквей вели по всем правилам, то бишь опираясь на существующие церковные законы и многовековую традицию религиозной бюрократии. Ее проклинали и предавали анафеме в церковных проповедях, на посещающих пещеры и помогающих в их копании насылалось проклятие, саму Марию неоднократно грозились отлучить от церкви, а вышестоящему церковному начальству с завидной регулярностью посылались доносы с обвинением самозванки в своекорыстии  и богохульстве, часто забывая о насущных и более важных проблемах их прихожан – разгуле пьянства, разврате, бедности. Хотя, чисто по человечески их можно понять – они все лишь боролись за свое «место под солнцем», защищая свои личные интересы. Жаль только, что о своем призвании посланцев Божьих на земле они начисто при этом забывали.

В конце концов в 1800 году в Белогорье для разбора жалоб прибыл благочинный протоиерей М.Яковлев, дабы провести разъяснительную беседу с Марией и призвать ее «не соблазнять боле суеверных людей». 

Источник: https://dzen.ru/a/ZCLauc3WKXAKGV89

Женщина оправдывалась  повелением на свой труд свыше, но закостенелый ум религиозного бюрократа отказывался принять это. Вот если бы такое повеление было какому-нибудь монаху, всю жизнь проведшему в молитвах, тогда да, но кто же поверит бывшей грешнице, даже вступившей на путь раскаяния? 

Вышло постановление пещеры замуровать, а чтобы людям впредь неповадно было без дозволения церкви божественную волю исполнять, надзор за  этим поручили Острогожскому земскому суду и местной полиции. Впрочем, наши органы правопорядка как сейчас, так и  двести лет назад состоят всего лишь из людей, которые невездесущи. А, может быть, полиция просто не хотела вызывать народные волнения, запрещая это, в принципе, безобидное дело, но, в любом случае, вход в пещеры был кем-то открыт и по ночам там велись работы. Узнав об этом, жандармы забрали Марию в Острогожский острог, подержали там для порядка, а потом и отпустили с миром, взяв торжественное обещание не смущать людей. С тех пор, с явного попустительства полиции, вход в пещеры всегда был открыт, и работа в них продолжалась каждую ночь.

Вместе с тем, спустя некоторое время белогорского духовенство нанесло очередной удар: в 1816 году пещеры посетил Преосвещенный Воронежский Епифаний, который, ссылаясь на Высочайшее повеление, велел пещеру упразднить, а Марию пещерницу за ослушание передать суду. Но тут, не иначе, вмешалось Высшее Провидение. В 1817 году Преосвещенный получил от Министра Духовных Дел и Народного Просвещения князя А.Н. Голицына письмо с настойчивым указанием на то, чтобы «Духовному начальству следовало бы вначале более углубиться в рассмотрение сего происшествия, как от давних лет принявшего свое начало…». 

Сам Государь Император повелел Голицыну требовать достоверных сведений, а так же распорядиться «войти в положение старухи и что нужно для нее сделать, чтобы она безбедное имела пропитание…» (Архив Св. Синода, 1817, №196). 

Источник: https://rus.team/people/aleksandr-i-pavlovich
Император Александр I Павлович

Комиссия, сформированная и патронируемая лично губернатором, выявила, что семидесятилетняя старуха Мария Шерстюкова начала рыть пещеру около 20 лет назад, с единственной целью для несения трудов, из благочестивого желания подражать труженикам, а ее действия не несут в себе ни суеверий, ни раскола; она не ищет никого и ничем не привлекает к себе; приходящие из любопытства и для богомолья иногда приносят свечи и ладан, которые используются как для освещения пещеры, так и для зажигания перед святыми образами. Упоминалось так же, что «иногда сама Шерстюкова делает свечи и, отдавая приходящим для обхода с ними по пещере, получает, без всякого требования за оные, деньги, также от благотворящих ей вещей, деньги и съестные припасы. Остатки свеч отдает в церковь Св. Троицы  близ Белогорья; избытки же подношений потребляет на пропитание себя и родственников, продовольствует богомольцев, имеющих нужду в пище или одежде, поправляет бедным дома и даже новые строит; испрашивать же подаяния никого не посылает…».

Император внимательно ознакомился со всеми донесениями и, не находя в пещерокопательстве никакого суеверия или раскола, постановил вход в пещеру оставить свободным, продолжение трудов разрешить, а, согласно просьбе Марии Шерстюковой, в пещере устроить небольшую церковь. Так, под давлением высшей власти, местным церковным чиновникам пришлось смириться с пещерокопательством. В Белогорье начали строить новую церковь, посвященную Св. Александру Невскому. Как позже говорила своим близким Мария-пещерница, «ангелы повелели ей, в честь кого называть церковь».

Источник: https://bangkokbook.ru/foto/hram-v-belogore.html

Человеку тяжело поверить в чудо, ибо он вообще по природе своей существо крайне ограниченное, глубоко самоуверенное и, в основном, неверующее. Долгое время Марии- пещернице никто не верил, а, чтобы оправдать собственное неверие, искали в ее поступке не Высший Промысел, а банальные житейские мотивы: корысть, себялюбие, гордость, оправдываясь при этом ее, прямо скажем, далеко не праведным прошлым. Но, тем не менее, не смотря на неприятие ее официальными светскими и духовными властями, в народе ходила молва о чудесах Марии. Она гласила, что  в пещере своей пещерокопательница всегда слышит ангельское пение. 

«Но это, — объясняет официальный документ, — была выдумка людей праздных и своекорыстных собирателей подаяний якобы по поручению от пещерницы.» (Архив Св. Синода. Обер Прокурор. Части 1822 г., разд. 14, №82). На что Мария отвечала: «Я женщина простая, никакого примера к Богопознанию не показываю и накиких особенных наставлений приходящим не делаю; а говорю иногда с простоты одно только то, чтобы Богу молились и жили честно, чтобы не бранились и не ссорились». 

Наставления простые и бесхитростные, но часто ли мы слушаем мудрых людей? Жаль только, что часто, вместо того, чтобы сразу вступить на пусть истинный, человеку нужно опуститься до самого дна, откуда, впрочем, как и со дна глубокого колодца, очень хорошо можно увидеть солнце. И очень часто человек забывает, что для того, чтобы увидеть солнце, есть и другой путь – не спускаться на самое дно, а выбраться наверх, но это, как вы сами понимаете, намного сложнее. 

 Покупайте книги автора на сайте https://kharit.ru/

Источник: https://pulse.mail.ru/article/neobychnye-hramy-rossii-kak-originalnye-obrazy-peredayut-krasotu-8199406181588898520-4924783115774040808/?qid=a9f0c45d89d64b08

Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.