Из Записных книжек писателя:
Тайны Святых Писаний. Сравнение Библии и Торы.
Эта статья продолжает серию статей по книге «Тайны святых писаний».
Предисловие и краткое изложение пройденного материала.
Первую и большую часть христианской Библии составляет Ветхий Завет. «Завет» означает договор человечества с Богом. Он был заключен Творцом с Авраамом (4 тысячи лет назад). Затем (2000 лет назад), Бог разъясняет и уточняет положения первого завета, делая это в образе Иисуса Христа. Возможно, это было связано с плохим пониманием людьми содержания пунктов первого договора, а возможно Бог решил немного изменить (смягчить) условия договора. Это новое «дополнительное соглашение» человечества с Богом изложено во второй части Библии и называется Новый Завет.
При этом, как в бизнесе, «Основной Договор»- Ветхий Завет и «Дополнительное соглашение»- Новый Завет составляют целый и неделимый документ — Библию.
В христианский Ветхий Завет практически полностью вошла Тора (священная книга иудаизма). Ведь Иисус Христос сказал, что он не отменяет ни одной буквы закона («законом» в то время называли Тору).
Тора была написана почти на тысячу лет раньше Библии. Она является «оригиналом» Основного Договора Бога с людьми. Поэтому для более полной картины, читателям предлагаются параллельные тексты из Библии и Торы в их канонических переводах.
Библия совсем не простая книга. К сожалению, прочтя ее от корки до корки, как художественную литературу, человек мало что поймет.
Дело в том, что в Священных Текстах содержатся и зашифровано огромное количество пластов духовных знаний. Чем выше духовный уровень человека, тем по-другому он видит и воспринимает содержание Библии.
В данных комментариях, рассказывается об одном из высоких уровней понимания Святого Писания. Поясню это.
Большинство людей задаются вопросами: в чем смысл жизни, для чего живет отдельно взятый человек и все человечество в целом. Животных (кошек, собак, коров и т.д.) эти проблемы не занимают. То есть, интуитивно, человек осознает, что есть некая высшая программа, алгоритм, предназначение его жизни. Так маленький ребенок понимает, что со временем он измениться – вырастет. Когда-нибудь он станет взрослым вроде папы или мамы. Для этого ему приходится совершать в данный момент для него не нужные действия: учиться, приобретать знания, овладевать правилами поведения, гигиены и т.д. Все это пригодится ему не в данный момент, а много позже. Понятно, если бы ребенок не взрослел, а находился все время в возрасте, например 3 лет, он вполне обходился бы имеющимися у него зачаточными навыками жизни.
Так и человечество. Мы осознаем, что есть некая программа роста нашей души. И эта программа заставляет нас совершать не логичные с точки зрения животного поступки. А именно – заниматься своим духовным ростом. Наши души проходят программу развития от зачаточного уровня (Адам) до конечного уровня (Бог). Как ребенок проходит путь от эмбриона в мамином животике до взрослого человека, подобного своим родителям.
И как хорошо, когда родители помогают и направляют развитие своего ребенка. Ведь известно, что дети, не имеющие воспитывающих их отца и мать (например, живущие в собачьей, волчьей или кошачьей стае), развиваются замедленно и неправильно.
У человечества, есть родители – это Бог, Творец, создавший нас. Он, как любящие папа и мама, направляет наше развитие, все время подсказывает, что нужно делать на данном этапе жизни. Только Бог работает не с нашими телами, возможно, он даже не видит и не ощущает их. Бог воспитывает наши души. А алгоритм управления нашими душами устроен как система «страдание – наслаждение». Мы бежим от страдания в сторону наслаждения. Как ребенок, который понимает, что когда съест невкусную кашу(«страдание»), пойдет гулять(«наслаждение»).
Для того, что бы ребенок осознавал, что ему необходимо превращаться во взрослого, родители рассказывают ему о этапах его будущей жизни. Причем в зависимости от развития ребенка эти подсказки выглядят все время по-новому. Например, дают ему разные книжки. Сначала это детские сказки, потом юношеская литература, потом книги по половому созреванию, семейной жизни, философская и научная литература и т.д.
Так и Бог, — он создал достаточно общее «руководство по развитию души», которое человечество называет Библией или Торой.
Когда душа созрела для взрослого восприятия этого «Руководства», она начинает понимать содержание. А понимание и следование такой «Инструкции» позволяет человеческой душе резко ускорить свое развитее в правильном направлении и в итоге уменьшить воздействие на себя системы подгоняющих сил (страдания, болезней, невзгод…).
Как ребенок, который хорошо себя ведет, реже сталкивается с ремнем любящего его папы.
При этом весь текст Святого Писания, все описанные в нем истории и жизнеописания, рассказы о странствиях и битвах рассматривается нами как зашифрованное описания алгоритма развития отдельно взятой души (можно сказать внутреннего мира каждого читающего эти строки). Причем все имеющиеся в Библии и Торе главные персонажи (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей и т.д.) характеризуют определенную стадию развития души. Другие персонажи (египтяне, израильтяне, другие народы и т.д.) обозначают свойства и желания этой души. Описываемые события (любовь, битвы, походы, рождения детей и т.д.) – рассказывают об изменении (взрослении) души.
Таким образом, в Библии зашифрован жизненный путь души каждого из нас. Можно сказать, что в Святых Писаниях дается подробное описание алгоритма программы созданной Богом для роста наших душ, а именно это и есть «жизнь». Отмечу, что эта программа рассчитана не на одну реинкарнацию (воплощение души в теле). Поскольку большинство душ развивается медленно, приходится возрождаться все в новых и новых телах…
Кратко рассмотрим в виде таблицы содержание пройденного материала (предыдущих комментариев).
Сначала мы рассмотрели процесс создания души:
Далее началось взращивание и воспитание Творения, созданного Богом. Этот процесс можно сравнить с развитием эмбриона младенца, его рождением, воспитанием и становлением взрослым человеком (подобного его Родителям).
Процесс развития души («подъем» от свойств «эмбриона» до свойств Бога):
Видно, что развитие души подобно росту младенца. Если бы мы в такой же таблице описывали, как меняется и развивается ребенок, все было бы похоже. Только вместо описания духовных ступенек, мы бы говорили о зачатии, рождении, о том, что младенец научился держать головку, потом научился ходить, получил от родителей первую книжку с картинками, научился произносить первые слова и т.д. Приблизительно то же описано в Торе и Библии, но там говориться о росте и развитии души.
Итак, продолжим.
Библия. Ветхий завет. Бытие.
Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду.
И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. (37.3-37.4)
И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. (37.8)
И сказали друг другу: вот, идет сновидец;
Пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.
И услышал сие Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его.
И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он, чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.
Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем,
И взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было.
И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. (37.19-37.25)
И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет. (37.28)
Тора. Книга Брейшит. Глава Ваешлав
А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей своих, потому что он сын его старости; И сделал ему одежду разноцветную.
Когда братья его увидели, что отец любит его более всех братьев его, то возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно. (37.3-37.4)
И сказали ему братья: «Неужели ты царствовать будешь над нами или править будешь нами?». И еще более возненавидели его за сны его и за речи его. (37.8)
И сказали друг другу: «Вот сновидец тот приходит.
Теперь же пойдемте, убьем его, и бросим его в одну из ям, и скажем: лютый зверь съел его, и увидим, сбудутся ли сны его».
Но услышал Реувен, и избавил его от рук их, и сказал: «Не лишим его жизни!»
И сказал им Реувен: «Не проливайте крови! Бросьте его в эту яму, что в пустыне, но руки не налагайте на него», — дабы избавить его от их руки, чтобы возвратить его к отцу его.
И было, когда подошел Йосеф к братьям своим, стянули они с Йосефа одежду его, одежду разноцветную, что на нем. (37.19-37.23)
И когда проходили люди Мидьяна, купцы, они вытащили, и подняли Йосефа из ямы, продали Йосефа за двадцать сребреников Ишмаэльтянам, которые отвели Йосефа в Египет. (37.28)
Комментарии
В имени Иосиф закодирован один из ключевых этапов развития души. Иосиф – праведник, пророк. В Библии говорится, что именно его любил отец, Иаков-Израиль, более всех своих сыновей. При этом указывается на «разноцветную одежду» Иосифа.
Если анализировать значение древнееврейских слов, то речь идет об одежде сшитой из разноцветных лоскутков и покрывающей все тело. Т.е. духовная ступень, называемая Иосиф, соответствует развитой душе, имеющей сложное строение, множество желаний и свойств. Кроме высоких духовных желаний, эта душа имеет и простые желания окружающего мира. Такие простые желания названы здесь – лоскутной одеждой, оболочкой, шелухой покрывающей тело.
Когда указывается, что «братья не могли говорить с ним», имеется ввиду несоответствие одной части души Иосифа другой его части («братьям»). Ведь разговор людей происходит «на уровне рта».
Не вдаваясь в сложное описание устройства духовного тела, отмечу, что верхняя часть души «Иосиф» была сильно приподнята над нижней частью ( его «братьями»). Т.е. «рот» Иосифа был много выше «ртов» его братьев, находившихся в соответствии со строением этого духовного тела у ног «Иосифа», и поэтому разговор был невозможен.
В качестве примера, в нашем мире духовную ступень «Иосиф» можно сравнить с очень мудрым и продвинутым человеком. Это — мудрец, руководитель духовной школы, религиозного течения, уважаемый и почитаемый своими учениками. Этот человек знает и ощущает множество тайн Божьих, может предсказывать будущее, исцелять больных. При этом все эти свойства еще не до конца развиты. Его связь и контакт с Богом скорее интуитивны (в Библии это называется «во сне»).
И при этом Иосифа ненавидят его братья. Т.е. часть сложной структуры души Иосифа развита духовно, а часть («братья») еще нет. Необходимо «поднять вверх» и эту нижнюю часть души.
В Библии рассказывается об алгоритме такого подъема. Как всегда (об этом рассказывалось ранее) подъему предшествует осознание собственного эгоизма. Поэтому Иосифу предстоит серьезное испытание. Братья продают его в рабство в Египет. Ранее рассказывалось, что под словом «Египет» в Святых писаниях зашифрован «человеческий эгоизм», желания направленные на удовлетворения потребностей этого мира.
Возвращаясь к примеру мудрого и продвинутого духовного учителя, речь идет о периоде, когда поклонение учеников приводит к всплеску внутреннего эгоизма в этом человеке. Он начинает получать наслаждение от уважения других людей. Он начинает по-особенному одеваться, питаться, говорить, ходить, подчеркивая свою исключительность. В этот период обычно возникает любовный роман с одной из преданных учениц. Появляются деньги, власть, разнообразная собственность. Т.е. довольно резко мудрый и духовно продвинутый учитель проваливается в собственный эгоизм. Можно сказать, что не достаточно развитая духовно часть этого человека тащит его в сторону удовольствий материального мира. Или иными словами, «братья продают Иосифа в рабство в Египет».
Остановлюсь еще на нескольких важных обстоятельствах. В Библии и Торе говорится, что братья бросили Иосифа в «яму, где не было воды» и «сняли с него «разноцветную одежду». Речь идет о том, что в описываемый момент происходит временное закрытие поступления к душе Света (информации) от Бога.
В символике Библии и Торы «вода» имеет множество смыслов. Одно из таких значений – это определенный тип Божественного Света. Поэтому Иисус Христос говорил: «Я — Свет миру», «кто жаждет, иди ко Мне и пей». Именно «пей», а не «смотри»….
Душа, как бы временно попадает в яму (ров), где «нет воды». Там уменьшается связь с Богом, нет определенного Света Творца. Но при этом снимается шелуха «лоскутных одежд» и тело, ядро души остается в чистом виде…
Все это — необходимый этап последующего духовного подъема.
Покупайте книги автора на сайте https://kharit.ru/
Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.