Из Записных книжек писателя:
Чудеса нашей планеты.

Источник: https://bangkokbook.ru/galereya/statuya-zevsa-iz-olimpii-83-foto.html

Давным-давно, на заре человечества, вдохновляемые мифологией, религией и искусством, древние цивилизации создали Семь чудес света, но только одно из них — Египетские пирамиды в Гизе — сохранилось до настоящего времени. Пожары, землетрясения, завоевания и безжалостное время постепенно уничтожили остальные, но память о них вот уже несколько тысячелетий живет в сердцах людей, будоражит фантазию, завораживает легендами, заставляет отправляться на поиски мечты. Тщетно: лишь призрачным миражом проглядывает былое величие среди жалких обломков камней.  И остается лишь надеяться, что чем сильнее вглядываешься в безмолвные камни, чем больше прислушиваешься к шуму ветра над ними, чем глубже погружаешься в легенды, окутывающие их, тем ярче проступает образ былой красоты. И вечность как будто на миг приподнимает покрывало времени.

 

Висячие сады Семирамиды.

Местоположение: Восточный берег реки Евфрат, около 50 км. от южного Багдада, Ирак.

По легенде, вавилонский царь Навуходоносор II (605 — 562 г. до н. э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, заключил военный союз с царем Мидии. Военный союз был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Навуходоносор, знавший, как жена тоскует по своим родным горам среди вавилонских равнин, решил создать искусственные горы, покрытые богатой растительностью. Были воздвигнуты грандиозные арки, а на них раскинуты сады, среди которых на разных высотах помещались прохладные комнаты. Мощные каменные террасы были устроены таким образом, что создавалось впечатление перспективы гористой местности. Слой земли на террасах был достаточен для корней крупных деревьев, среди которых обращали на себя внимание специально привезенные из Ливана лучшие породы кедров.

В архитектурном плане Висячие Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов — платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм.

Снизу нельзя было увидеть, что происходит наверху. Чтобы иллюзия висячих садов была полной, акведуки распределяли на террасах воду, доставляемую из Евфрата посредством насосов. День и ночь вода подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии.

В 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени Висячих Садов, он скончался в 339 г. до н. э.

После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.

Источник: https://bogatyr.club/20477-visjachie-sady-semiramidy-v-vavilone.html

Пирамида Хеопса (Хуфу).

Местоположение: Город Гиза, некрополис древнего Мемфиса в Египте.

Сложные чувства охватывают путника при виде Великих пирамид. Они кажутся гигантскими кристаллами, выросшими из окружающего их серовато-желтого песка, хотя первоначально они символизировали собой помёт жука-скоробея. Четко вырисовываются они на фоне бледного неба и безжизненной, бесконечной пустыни. И кажется, что они стояли здесь всегда. «Мир страшится времени, а время страшится пирамид» — говорят на востоке.

Самые ранние упоминания о пирамиде Хуфу (Хеопса) исходят от известного греческого путешественника Геродота. Около 450 года до н.э. он посетил Египет и включил описание Большой пирамиды в свое историческое повествование. Целью возведения пирамиды, по словам Геродота, было строительство могилы для Фараона Хуфу, которого греки называли Хеопс. Геродот пишет, что на строительство пирамиды ушло более 20 лет непрерывных усилий 100000 рабов. Именно Геродот первым упоминает о том, что Хеопс отправил свою дочь в Дом разврата, чтобы финансировать столь дорогостоящий проект.

Постройка пирамиды стоила невероятных трудов. Никакой механизации в то время ещё не существовало. Инструменты для обработки камня делались из красной меди и быстро тупились. Каменные блоки и плиты, а их понадобилось миллионы и миллионы, изготавливались ужасающим своей трудоемкостью способом. На скале по контуру будущей плиты медными сверлами, под которые непрерывно подсыпался песок и подливалась вода, сверлились глубокие отверстия. В них загоняли деревянные клинья, которые поливали водой. Дерево набухало и отрывало глыбу от скалы. Глыбу обтесывали медными зубилами и шлифовали. И можно только удивляться точности обтески и шлифовки камней, которой достигали древние, имея такую технику. Камни пирамиды так пригнаны, что между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа.

В течение длительного времени основной проблемой считалось разворовывание пирамид. Эта проблема, судя по всему, существовала и в Древнем Египте, поскольку египетские архитекторы, создавая пирамиды, проектировали секретные комнаты и комнаты-приманки, ловушки, секретные двери, стараясь отвлечь внимание предполагаемых грабителей от настоящего местоположения могилы фараона.

В 820 н.э. арабский халиф Абдулла Аль Манум решил отыскать сокровища Хуфу. Не в состоянии найти местоположение предполагаемой секретной двери в гробницу фараона, он приказал своим работникам начать рыть под пирамиду. Раскопки велись долго, часто с переменным успехом. Именно тогда были открыты знаменитые «комната Королевы» и «комната Короля». Единственное, чего не нашли арабы – это вожделенных сокровищ. Говорят, что, желая отомстить за отсутствие несметных богатств, арабы попытались разобрать Большую пирамиду и отправить ее в качестве строительного материала в Каир, но после того, как они сняли сверху пирамиды около 10 метров камня, они оставили эту невозможную задачу.

Что же случилось с сокровищем фараона Хуфу? Никто не знает. Тайна древних пирамид все еще ждет своих исследователей.

Источник: https://trip-for-the-soul.ru/foto/piramida-heopsa-sem-chudes-sveta.html

Статуя Зевса.

Местоположение: Древний город Олимпия на западном побережье современной Греции, около 150 км. к западу от Афин.

Упоминание о скульптуре Зевса появилось впервые в III в. до н.э. Александрийский поэт и грамматик Каллимах сочинил поэму «Зевс эллинов, творение Фидия», в которой описал статую, особо подчеркивая ее поражающие размеры.

Фидий начал закладывать статую около 440 г. до н. э.. Статуя представляла собой деревянный каркас, на котором были закреплены элементы из слоновой кости — для формирования лица, торса, рук, ног, а также золотые пластины — для изображения волос, бороды, сандалий и мантии, ниспадавшей с левого плеча и покрывавшей нижнюю часть тела. Высота статуи составляла 12,37 метра — без базы; сама база имела размеры 10 x 6,85 метров и высоту 1,11 метра. Ширина трона равнялась 4,5 метра, глубина — 4 метра, а высота — около 10 метров. Высота головы Зевса — более 2,5 метра.

Греческий писатель Павсаний, живший во II в. н.э., оставил подробное описание статуи. «Бог сидит на троне из золота и слоновой кости. У него на голове золотая корона, выполненная в виде оливковых ветвей. В правой руке он держит Победу, тоже из золота и слоновой кости; голова Победы стянута повязкой и увенчана короной. В его левой руке находится скипетр, украшенный цветами, сделанными из различных металлов; птица, сидящая на скипетре — орел. Мантия Зевса инкрустирована изображениями животных и цветами лилии. Трон инкрустирован золотом и драгоценными камнями, черным деревом и слоновой костью».

Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.

Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В течение нескольких лет храм привлёк посетителей и поклонников со всего мира.

Римский император Калигула хотел перевезти статую в Рим и заменить лицо Зевса своим. Однако, как свидетельствуют древние манускрипты, боги дали монарху знать о своем гневе, и от проекта пришлось отказаться. По некоторым свидетельствам, в 384 г. н.э. статую ещё можно было увидеть в храме; видимо, она исчезла при пожаре в 426 г. По другой версии, статуя была перевезена в Константинополь и погибла во время пожара 475 г.

Источник: https://bangkokbook.ru/galereya/chudo-sveta-statuya-zevsa-90-foto.html

Колосс Родосский.

Местоположение: вход в гавань на острове Родос в Греции.

Древняя Греция состояла из городов – государств. На маленьком острове Родос было три из них: Ялосос, Камирос и Линдос. В 408 г. до н. э., эти полисы были объединены в один — Родос. За несколько лет город превратился в один из самых крупных центров Восточного Средиземноморья.

Сын Антигона Одноглазого, Деметрий, славился умением осаждать города. Отсюда происходит его прозвище Полиоркет— Завоеватель городов. В 304 г. до н. э. его войска внезапно напали на остров Родос и взяли его в осаду. Заблокировав гавань с моря, Деметрий Полиоркет велел выстроить гигантскую башню из дерева и поставить ее на огромные катки. Согласно описанию Плутарха, высота башни составляла не менее 40 метров, площадь основания — 30 x 18 метров; верх имел несколько меньшие размеры. Облицованная металлическими пластинами, покрытая кожей быка и глиной для защиты от огня, эта диковинная военная машина беспрепятственно продвигалась в направлении крепостных стен города.

Родосцы по-настоящему забеспокоились. Но они оказались тоже неплохими инженерами. Выход из угрожающей ситуации был найден: родосцы проделали отверстия в крепостной стене и направили в них потоки воды. Замечательная военная машина оказалась в искусственном болоте, выбраться из которого не могла.

После года безрезультатной осады Деметрий Полиоркет оставил затею захвата Родоса и вернулся в Грецию, бросив на месте осадную башню. Родосцы продали на торгах дерево, бронзу, железо, и так же разнообразные осадные орудия, брошенные при отступлении неприятелем. Выручив большую сумму, решили воздвигнуть в честь победы колоссальную статую, посвященную Гелиосу – покровителю Родоса, который, как считалось, был не просто особо почитаемым божеством на острове — он был его создателем: не имея места, ему посвященного, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины.

Сооружение монумента поручили известному скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца. База статуи была сделана из белого мрамора. Ее голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.

Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью, множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства.

По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь. Примерно через 50 лет после “рождения” он был разрушен землетрясением. От сильных толчков надломились колени статуи, она рухнула вниз. Обломки завалили окрестности. Царь Египта Птолемей III (потомок Птолемея Лага) выделил большую сумму на восстановление статуи. Но родосцы, сославшись на неизвестного оракула, отказались от этого проекта.

Источник: https://otdyhvmore.ru/gde-luchshe-otdyhat-v-grecii

Гробница царя Мавзола в Галикарнасе

Местоположение: Город Бодрум в Турции.

В 352 г. до н. э. в городе Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавзол. По обычаю трех времен труп царя был сожжен, пепел помещен в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже (по другой исторической версии, строительство гробницы было начато еще при жизни Мавзола, Артемисия лишь продолжила его). По словам римского историка Авла Геллия, "царица питала к своему супругу необыкновенную любовь, не поддающуюся описанию".

К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные мастера, в том числе прославленные скульпторы Скопос, Бриаксид, Леохар. Последний служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.

Гробница Мавзола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба высотой 20 м и площадью 5 тыс. кв. м. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой. Здесь хранились жертвоприношения. Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавзола и Артемисии, управляющих квадригой — четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

Почти нетронутый мавзолей простоял около 1800 лет посреди опустевшего города до 15 в., когда был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою опорную крепость на Эгейском море — замок св. Петра. Для этого понадобилась материалы соседних античных монументов. По признанию архитектора, ему пришлось разбить эти монументы «на тысячу кусков», чтобы получить известь, или использовать мрамор повторно в качестве строительного материала.

Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч.Т.Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы, статуи Мавзола и его жены Артемисии и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение. Все эти детали мавзолея сейчас хранятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.

Источник: https://dzen.ru/a/Y_If7Wm9zxlE1r4_

Храм богини Артемиды в Эфесе.

Местоположение: храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы.

Из текстов Плиния Старшего известно, что на самом деле существовали два храма: первый был построен в VIII в., а второй — в первой половине VI в. до н.э.

Первый  храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесенное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма. Он был возведен на болотистой почве, и необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва служила амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.

21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен. Храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат. Он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению ионийских городов его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (4 в. до н. э.). Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Римский историк Плутарха писал позже по этому поводу: "богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм".

Вся Малая Азия объединилась, чтобы финансировать строительство нового храма. Женщины Эфеса продавали свои драгоценности; часть денег городские власти выручили за старые колонны. Александр Великий, посетив Эфес в 334 г., предложил оплатить все расходы, чтобы увидеть свое имя начертанным на храме. Но эфесяне дипломатично отклонили это предложение, заявив, что одному богу не к лицу прославлять другого.

Новый храм во всем походил на прежний, но превосходил его по размерам. Его высота равнялась 109 м, ширина — 50м. Многие прославленные мастера того времени приняли участие в украшении нового храма Артемиды. Изящные барельефы, венчавшие многие из колонн, создал скульптор Скопас; статуи во внутренних помещениях — Пракситель. Многие богатые римляне дарили храму золотые и серебряные скульптуры богов.

Храм был разграблен готами в 263 г. нашей эры, затем был отреставрирован и функционировал вплоть до 394 г., когда по указу римского императора Феодосия I были закрыты все языческие храмы и запрещены жертвоприношения богам. В 401 г. Феодосий I приказал разрушить храм.

Источник: https://studfile.net/preview/4468967/page:2/

Александрийский маяк.

Местоположение: древний остров Фарос. Сегодня это мыс в пределах города Александрия в Египте.

После завоевания Египта в 332 году до н.э. Александр Македонский решил основать там новую столицу. Так возникла Александрия. Позиция нового города выбиралась тщательно. Вместо основания его на дельте Нила, был выбран район, расположенный в двадцати милях на запад, чтобы ил и грязь, принесенные рекой, не засоряли городскую гавань. Юг города заканчивается озером Мареотис. После того, как был создан канал между озером и Нилом, город имел две гавани: один для движения по Нилу, и другой для средиземноморской морской торговли. Обе гавани были должны оставаться глубокими и чистыми.

По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в александрийскую гавань. На восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, был построен на Средиземноморье маяк. Высота маяка — 135 м, его свет был виден на настоянии 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км). Нижняя часть представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30м. Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части. Это была 40 — метровая восьмигранная призма — башня, облицованная белым мрамором. Верхняя (третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады — 8 колонн несли купол, увенчанный 7 — метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником света служил постоянно горящий большой костер. Каким образом достигалась яркость и дальность свечения до сих пор не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой, благодаря использованию прозрачных шлифованных камней — линз.

Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры. Время от времени эти неподвижные фигуры вдруг оживали. Это были не просто статуи, а хитроумные автоматы. Одни показывали силу ветра и морских волн, передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах. Другие, поворачиваясь, указывали направление ветра или следовали руками за движением солнца и луны. Женщины-автоматы стояли и возле больших Водяных часов — клепсидр. В туман и непогоду одна из них трубила в изогнутый золотой рог, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.

История сохранила имя создателя Фаросского маяка: на одной из плит ученые обнаружили надпись “Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради морей”. Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора — он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.

В мае 1100 г. сильным землетрясением маяк был разрушен почти до основания. Так погибло единственное из чудес света, которое несло в себе не только эстетическую, но и практическую функцию.

Покупайте книги автора на сайте https://kharit.ru/

Источник: https://dzen.ru/a/YpdubBdsX0wYjNGJ

Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.