Из Записных книжек писателя:
Тайны Святых Писаний. Сравнение Библии и Торы.
Эта статья продолжает серию статей, где сравниваются тексты Библии и Торы.
Первую и большую часть христианской Библии составляют книги Ветхого Завета. Завет означает связь, договор человечества с Богом. Затем возникает качественно новая связь человека с Богом: Бог является людям в человеческом образе, в образе Иисуса Христа. Этот новый диалог человечества с Богом изложен во второй части Библии, называемый Новый Завет.
Не все знают, что Тора (священная книга религии иудаизма) практически полностью повторяется в первой части Библии (Ветхом Завете). Различия в основном в переводе звучания Библейских имен.
Поэтому для более полной картины, читателям предлагаются параллельные тексты из Библии и Торы в их канонических переводах.
Библия совсем не простая книга.
В Священных Текстах содержатся и зашифровано огромное количество духовных знаний. Чем выше духовный уровень человека, тем по-другому он видит и воспринимает содержание Библии.
Кто-то воспринимает тексты Библии как сборники исторических рассказов. Другие видят в Библии изложение морально-этических или философских принципов. Иные пытаются разгадать за строками текста тайные мистические знания.
Предлагаю читателям свой подход.
Итак, продолжаем разбирать текст (начало было в предыдущих постах):
Библия. Ветхий завет. Исход.
Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу. (14.10)
***
И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.
И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;
И отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря.
И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.
А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону.
И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. ( 14.21 — 14.30)
Тора. Книга Шмот. Глава Бешалах
И Фараон приблизился, и подняли сыны Израиля глаза свои, и вот – египтяне гонятся за ними: и весьма устрашились, и возопили сыны Израиля к Богу (14.10).
******
И навел Моше руку свою на море, и гнал Бог море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды.
И пошли сыны Израиля внутри моря по суше, а воды были им стеною справа и слева от них.
И погнались Египтяне, и вошли за ними все кони фараона, колесницы его и всадники его в середину моря.
И было: перед наступлением утра взглянул Бог на войско Египтян в столпе огненном и облачном и посеял панику в войске Египта.
И слетели колеса с колесниц их, так что кони волокли их с трудом. И сказали Египтяне: бежим от Израиля, ибо Бог сражается за них с Египтом!
И сказал Бог, обращаясь к Моше: наведи руку свою на море, и возвратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
И навел Моше руку свою на море, и возвратилось море поутру к обычному состоянию своему, а Египтяне бежали ему навстречу – и опрокинул Бог Египтян среди моря.
И возвратились воды, и покрыли колесницы и всадников всего войска фараона, вошедших в море за Израилем, — не осталось из них ни одного.
А сыны Израиля шли посуху среди моря, и воды были им стеною справа и слева от них.
И спас Бог в тот день Израиль от руки Египтян, и увидел Израиль Египтян мертвыми на берегу моря. ( 14.21 – 14.30)
Комментарии:
Многие исследователи Библии пытаются дать научное объяснение «чуда» перехода израильтян сквозь воды моря.
Возможно, что в Библии говорится не о Красном море, а о «тростниковом море», расположенном на перешейке между Египтом и Синайским полуостровом. Сейчас там Суэцкий канал.
Существуют тысячи исследований смысл которых сводится к тому, что при определенных погодных условиях (сильный ветер и отлив), вода действительно на несколько часов может обнажить болотистые отмели.
Например, ученый Буа-Эйме, положивший начало исследованиям такого рода, пишет:
«почти против Алжерода, к юго-востоку, образовалась мель, которая отделяла широкий бассейн Горького озера от Красного моря. Через эту мель можно было проходить во время отлива. К этому переходу Моисей и привел израильтян.
…Войско фараона бросилось по следом евреев, не размыслив, что отлив не даст времени достигнуть другого берега: он спас одних и поглотил других. Нужно иметь ввиду еще тот сильный ветер, который дул в это время, и тогда нечего будет удивляться, что часть египтян погибла в волнах».
Часть исследователей связывает возможность перехода израильтянами через Красное море, как результат вселенской катастрофы, происходящей в это время. Например, извержение вулкана Санторин в средиземном море могло создать условия, когда воды на краткий период могли бы отхлынуть, открыв часть суши. Затем должна была бы пройти волна грандиозного цунами, уничтожая все на своем пути, в том числе и египетское войско.
Возможно, все так и было. Хотя все объяснения такого рода не дают ответа, как во время кратковременного отлива и прилива удалось перевести около трех миллионов человек, а именно столько народа выходило из египетского плена.
Там были слабые старики и дети, которых конечно везли на повозках, домашняя утварь и нехитрый скарб. Вообще-то, для реальной переправы такой армии требовалось бы, по меньшей мере, несколько дней.
Но, на самом деле, совершено не важна реальная историческая подоплека.
Библия и Тора описывают не исторические или природные события. Они описывают «духовный опыт» — поэтому и называются «Святыми Писаниями», а не учебниками по истории или естествознанию.
Для нас важно, что под описанием «перехода» израильтян сквозь воды моря в «святую землю» зашифровано описание рождение человеческой души в первый из духовных миров.
Разверзшиеся воды моря, подобно разверзшемуся женскому лону пропускают сквозь себя рождающегося младенца – человеческую душу.
Не случайно, апостол Павел сравнивает переход израильтян через море с «крещением» — таинством, когда человек освобождается от греха и получает «новую душу», имеющую Божественную благодать.
В послании к Коринфенам апостол Павел пишет:
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком , и все прошли сквозь море;
И все крестились в Моисея, в облаке и в море…» (1 Кор.10,1-2).
Святые Писания дают подробную информацию, о том, как происходит этот духовный процесс.
1. Человек должен захотеть вырваться из Египта – уйти из глубин своего эгоизма («История Моисея»).
2. Сделать это возможно, когда накопленный опыт работы с эгоистическими желаниями, создаст в человеке непреодолимую тягу к духовному («золото и серебро египтян»). Человек, вдруг ощущает, что не одно из наполненных эгоистических желаний не дает ему наслаждения. Он ощущает, что только любовь Бога, единение с Ним даст настоящее счастье.
3. При этом человек видит, что он не в состоянии самостоятельно двигаться с Богу. Чем духовнее внутренние устремления, тем отчетливее он осознает свою эгоистическую сущность. Человек понимает, что им правит эгоизм, и убежать от него невозможно (на пути непреодолимое «море»).
4. Но назад пути уже тоже нет, душа рвется к Творцу. Эгоизм («фараон и его войско, настигающее Израильтян») воспринимается как духовная смерть.
5. Страстное желание к духовному заставит человека взмолиться о помощи Богу («возопили сыны Израилевы к Господу»).
Этот момент то, ради чего человек проживал множество реинкарнаций. Когда человек доходит до предела отчаянья в своих попытках уйти от греха к Богу, и полностью осознает свою беспомощность в борьбе с глубинным эгоизмом своей телесной оболочки, из его сердца вырывается крик отчаянья, крик одиночества, молитва к Богу.
Человеку кажется, что Бог оставил его, не слышит его, что он одинок в пустыне своего эгоизма…
И именно это состояние души — начало спасения. Может быть, это имел ввиду Иоанн Креститель, когда цитировал таинственные строки Святого Писания «Я – глас вопиющего в пустыне!».
Все мы рыдаем в этой пустыне, принимая крещение водой – нашими слезами – и наш отчаянный крик о помощи – есть та молитва, которую ждет от нас Бог.
«Боже, зачем ты оставил меня!»,- восклицаем мы вместе с Иисусом. Но любящий Отец в этот момент поднимает нас к себе. Непреодолимые преграды рушатся, волны моря расступаются.
6. Бог сам осуществляет чудо «рождения души» (воды моря раздвигаются и Израильтяне переходят «яко по суху»). От нас нужна только молитва отчаянья, описанная в предыдущем пункте. На самом деле это очень непростое состояние.
7. Душа оказывается в новом для нее духовном мире.
Итак, душа, подобно новорожденному младенцу, проходит материнское лоно и оказывается в новом мире.
Врачи утверждают, что в первый момент появившемуся из маминого животика младенцу в новом мире очень трудно. Ему холодно, на него действует сила тяжести, ему приходится самому дышать и т.д.
Так и душе. Вместо ожидаемого рая ей приходится весьма туго.
Чудом перейдя через расступившееся море, мы оказываемся в реальности нашего мира, к которой ещё необходимо привыкнуть и правила жизни в которой лишь предстоит узнать.
Покупайте книги автора на сайте kharit.ru