Из Записных книжек писателя:
Вилла Боргезе (из книги «Знаменитые дома, замки, усадьбы»)

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B7%D0%B5

              Досье:

              Место :  Рим, Италия                    

              Название:  Вилла Боргезе    

              Архитектурный стиль:  Барокко

              Стили интерьеров:  классицизм, барокко

              Год постройки:  1605 г- 1615г.г..

              Владельцы:  семья Боргезе;

              С 1902 года в собственности государства Италии

 

Виллу Боргезе построил голландский архитектор Ян Ван Зантенмон для кардинала Сципиона Каффарелли — племянника папы Павла V. Оба они принадлежали к одному из самых богатых и влиятельных родов Италии – Боргезе.

Вилла строилась не только как превосходная усадьба, но и как хранилище возможно лучшей в мире коллекции скульптуры и живописи.

Кардинал Сципион Каффарелли – был фанатичный коллекционер.

Картины покупались, конфисковывались, вымогались, а подчас их просто похищали, как это случилось со «Снятием с креста» Рафаэля, украденным из капеллы Бальони в Перудже. Для того чтобы достать очередную знаменитую картину коллекционеру пришлось посадить в тюрьму великолепного художника Доменикано до тех пор, пока тот по добру не отдал ему знаменитую «Охоту Дианы».

Источник: https://rometm.com/galereya-borgeze/

Утверждают, что вкус у кардинала был  своеобразный, и некоторые произведения этой знаменитой коллекции были весьма фривольны. Настолько, что их нельзя было выставлять на всеобщее обозрение. До сих пор в галерее хранится одна из лучших античных мраморных скульптур — «Спящий Гермафродит». Чтобы не смущать взора своих гостей, кардинал приказал сделать для  изваяния мраморную лежанку и уложить его лицом к стене. Зрители по сей день любуются прекрасной спиной скульптуры — остальное дело вкуса и фантазии.

Кардинал Боргезе выискивал для экспозиции новаторские произведения Караваджо, известного задиристостью, чванливостью, тщеславием, склонностью к хулиганствам с поножовщиной.

Кардинал был немногим из представителей церкви, кто покровительствовал скандальному художнику. Когда заказанная Ватиканом «Мадонна со змеёй» была с возмущением отторгнута клириками, она тут же перекочевала в хранилище виллы кардинала. Священников возмутило в «иконе» всё: Мария в крестьянском платье с фривольным декольте давит маленькой ножкой голову извивающейся змеи; младенец Христос наблюдает за убийством с любопытством, и оно не вызывает возмущения у стоящего рядом в грязном платье святого Павла.

Так или иначе, в итоге сегодня вилла Боргезе располагает одной из самых богатых частных коллекций мира.

Источник: https://wowitaly.ru/galereya-borghese-i-shedevry-y-kotoryh-stoit-ostanovitsya/

В галерее собраны шедевры живописи таких художников, как Рафаэль и Корреджо, Караваджо и Рубенс, Дюрер и Кранах, Боттичелли и Беллини, а также одна из самых знаменитых картин Тициана «Любовь земная и небесная». Из уникальных скульптурных экспонатов галереи – несколько шедевров Лоренцо Бернини

В начале ХIХ века тогдашний владелец виллы князь Камилло Боргезе женился на Паолине Бонапарт, родной сестры императора Наполеона, экстравагантной и красивой женщине. Правда, у нее была репутация абсолютно аморальной женщины. Уже в 16 лет она безудержно флиртовала со всеми офицерами наполеоновского штаба. Наполеон, искренне любивший сестру, начал опасаться публичного скандала и выдал ее замуж за своего ближайшего помощника, 24-летнего генерала Леклерка. Однако тот вскоре умер.

Согласно красивой легенде, генерала хоронили укрытого длинными волосами своей жены, которые она постригла в знак траура.

Траур был недолгим, после похорон юная вдова возобновила прежний образ жизни. Она была абсолютно неразборчива в связях. В ее постели побывали актеры и знаменитые музыканты, военачальники и политики, художники и поэты.

Ее новый муж, фантастически богатый 28-летний  Камилло Боргезе, предоставил в распоряжение Паолины  сокровища своей знаменитой виллы и огромный ежегодный доход в немыслимую для того времени сумму -70 тысяч франков.

Однако и после замужества она пренебрегала мужем и открыто изменяла ему.

Источник: https://mixyfotos.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE/

«Она являла собой необыкновенное сочетание совершенной телесной красоты и невероятной моральной распущенности. Самое очаровательное создание, которое я когда-либо видел, она в то же время была сама легкомысленность», — говорил о Паолине поэт Арно. 

Один из главных шедевров виллы Боргезе возник в результате очередной эротической проделки Паолины Боргезе. Она согласилась позировать полуобнаженной знаменитому и модному тогда скульптору Антонио Канова. Тот изваял ее в виде Венеры-победительницы с яблоком Париса в руке.  В этой работе Кановы мифологический образ сливается с реальными чертами модели, натурализм в деталях оборачивается вызывающим неправдоподобием целого: так, подушка с тщательно вырезанными складочками не мнётся под локтем лежащей, постель несокрушимо тверда — тело Паолины Венеры лишено веса.

Слух о том, что Паолина Боргезе позировала обнаженной, эпатировал общество.

Многие светские дамы с интересом спрашивали Паолину, какого позировать голой? Она спокойно объясняла: «Было не холодно. В студии топилась печь».

Все стремились посмотреть на статую нагой красавицы, супруги одного из богатейших людей мира и к тому же сестры императора Наполеона.

Сначала Камилло Боргезе показывал статую лишь близким друзьям, по вечерам, при свете свечей. Потом число «знатоков исскуства» заметно расширилось.

Вскоре супруги расстались.

Для ее мужа (как впрочем и для виллы Боргезе) настали сложные времена.

Император Наполеон Бонапарт принудил Камилло Боргезе продать значительную часть коллекции («надо делиться…»). В результате во Францию было отправлено более 200 картин.  Хотя и по сей день художественный фонд этой стариной аристократической династии  считается «королем» всех известных частных коллекций мира.

Одной из привилегий, за которые сражалась Паолина, было сохранение за ней личных апартаментов на вилле Боргезе. И это ей удалось.

Когда Паолине было около 40 лет, возраст и болезни начали сказываться на ее внешности, покрыв глубокими морщинами лицо и когда-то столь прекрасную шею. Современники рассказывали, что она очень болезненно переживала утрату былой красоты: чтобы скрыть морщины на шее она носила десять ниток жемчуга и ненавидела свои прежние портреты.

И тогда, чтобы  гости не видели следов разрушения ее красоты при сравнении со статуей, она приказала отправить творение Кановы в хранилище.

Паолина умерла 9 июня 1825 года в возрасте 45 лет на руках у своего бывшего мужа Каммило Боргезе. Она вернулась к нему незадолго до смерти. Видимо, что-то более глубокое, чем формальный брак связывал этих людей. Во всяком случае, Каммило  Боргезе скончался на следующий день после смерти Паолины.

Во время похорон, согласно  последнему желанию Паолины, гроб был закрыт, а на всеобщее обозрение выставлена статуя Кановы. В этот день перед согражданами предстала вновь молодая и прекрасная Паолина.

Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Antonio_canova,_Paolina_Borghese_come_Venere_vincitrice,_1804-08,_06.jpg

Она и теперь там, на своей любимой вилле, – царственная и чувственная , будто сошедшая с Пантеона римских богов знаменитая статуя “Паолина Боргезе в образе Венеры”.

Со смертью супругов род Боргезе не закончился. В середине 19 века семейство расширило свои владения, и размеры парка виллы Боргезе составили 78 га (шесть километров в окружности).

Время от времени семья открывала виллу для римской публики, которой очень  нравилось прогуливаться в тенистых аллеях. Но в 1870 году над виллой Боргезе сгустились тучи. Слишком много лучшей земли Рима было в собственности одной семьи. Начались политические интриги. Партия «Застройщиков» требовала национализировать угодья, что бы построить новые дома. Боргезе применяли все свое влияние, что бы «отбить территорию». Скандал разразился нешуточный.

В итоге король Умберто I выкупил виллу у владельцев и подарил ее римлянам. Горожане отнеслись к этому как-то уж очень легкомысленно, поскольку как считают летописцы, славы этот поступок Умберто I не прибавил.

Источник: https://italy4.me/lazio/roma/villa-borghese.html

Николай Гумилев, потрясенный красотой виллы Боргезе посвятил ей стихотворение:

 

Из камня серого иссеченные, вазы

И купы царственные ясени, и бук,

И от фонтанов ввысь летящие алмазы,

И тихим вечером баюкаемый луг.

 

В аллеях сумрачных затерянные пары

Так по-осеннему тревожны и бледны,

Как будто полночью их мучают кошмары,

Иль пеньем ангелов сжигают душу сны.

 

Здесь принцы, грезили о крови и железе,

А девы нежные о счастии вдвоем,

Здесь бледный кардинал пронзил себя ножом…

 

Но дальше, призраки! Над виллою Боргезе

Сквозь тучи золотом блеснула вышина, —

То учит забывать встающая луна.

 

Книги автора на сайте kharit.ru


Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.