Из Записных книжек писателя:
Что такое «первородство» (отрывок из моей книги «Тайны Святых Писаний»).

Первую и большую часть христианской Библии составляют книги Ветхого Завета. Завет означает связь, договор человечества с Богом. Затем возникает качественно новая связь человека с Богом: Бог является людям в человеческом образе, в образе Иисуса Христа. Этот новый диалог человечества с Богом изложен во второй части Библии, называемый Новый Завет.
Не все знают, что Тора (священная книга религии иудаизма) практически полностью повторяется в первой части Библии (Ветхом Завете). Различия в основном в переводе звучания Библейских имен.
Поэтому для более полной картины, читателям предлагаются параллельные тексты из Библии и Торы в их канонических переводах.
Библия совсем не простая книга.
В Священных Текстах содержатся и зашифровано огромное количество духовных знаний. Чем выше духовный уровень человека, тем по-другому он видит и воспринимает содержание Библии.
Кто-то воспринимает тексты Библии как сборники исторических рассказов. Другие видят в Библии изложение морально-этических или философских принципов. Иные пытаются разгадать за строками текста тайные мистические знания.
Предлагаю читателям свой подход.
Итак, продолжаем разбирать текст (начало было в предыдущих постах):
Библия. Ветхий завет. Бытие.
И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.
И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. (От сего дано ему прозвание: Едом)
Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство.
Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову.
И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.(25.29- 25.34)
Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь, Бог твой, послал мне навстречу.
И сказал Исаак Иакову: подойди ко мне, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?
Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.
И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его.
И сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.
Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.
Исаак, отец его, сказал ему: подойди ко мне, поцелуй меня, сын мой.
Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь;
Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;
Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны! (27.18-27.29)

Тора. Книга Брейшит. Глава Ваера
И сварил раз Яаков кушанье, а Эйсав пришел с поля усталый.
И сказал Эйсав Яакову: «Дай похлебать мне красного, красного этого, потому что я устал».Поэтому дали ему прозвище эдом.
Но Яаков сказал: «Продай же мне теперь свое первородство!».
И сказал Эйсав: «Ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство?».
И сказал Яаков: «Клянись же мне теперь!». И он поклялся ему, и продал свое первородство Яакову. .(25.29- 25.34)
И пришел он к отцу своему, и сказал: «Отец мой!». И тот сказал: «Вот я! Кто ты, мой сын?».
И сказал Яаков отцу своему: «Я, Эйсав – первенец твой. Я сделал, как ты говорил мне: встань же, сядь и ешь от добычи моей, дабы благословила меня душа твоя».
И сказал Ицхак своему сыну: «Как скоро ты это достал, сын мой!». И сказал тот: «Потому что Бог, всесильный твой, доставил мне случай».
И сказал Ицхак Яакову: «Подойди же, и я дотронусь до тебя, сын мой, ты ли сын мой – Эйсав, или нет».
И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему, и он дотронулся до него, и сказал: «Голос – голос Яакова, а руки – руки Эйсава».
И не узнал он его, так как руки его были, как руки Эйсава,, брата его, волосатые; и он благословил его.
И сказал: «Ты ли это сын мой, Эйсав?». И тот сказал: «Я».
И сказал он: «Поднеси мне, и я поем добычи сына моего, дабы благословила тебя душа моя». И тот поднес ему, и он ел; и принес ему вина, и он пил.
И сказал ему Ицхак, отец его: «Подойди же и поцелуй меня, сын мой».
И тот подошел и поцеловал его, и он обонял запах одежды его, и благословил его, и сказал: «Гляди, запах сына моего, как запах поля, которое благословил Бог.
И даст тебе всесильный от росы небес и от туков земли, и обилие хлеба и вина.
И будут служить народы тебе и поклонятся тебе племена; будь владыкой братьям твоим и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты, а благословляющие тебя – благословенны!». (27.18-27.29)

Комментарии
Понятие «первородства» или «сына – первенца» – одно из важнейших понятий в системе наследования древнего мира. Первородный сын пользовался исключительными правами: после смерти главы семьи, ему принадлежала вся власть над прочими членами семьи, господство над домом и родом. Но главное, именно сын-первенец перенимал духовное обетование, теперь он становился родоначальником будущих поколений семьи.
Иаков – наследник Исаака, сына Авраама. Поэтому, купив у своего брата обманным путем «первородство», он становился наследником своего отца. В соответствии с обещанием, которое Бог дал Аврааму, сначала Исаак, а теперь и Иаков являлся прародителем великого народа. Народа, единственного в истории человечества, имевшего, договор с Богом. К нему переходила духовная эстафета взаимоотношений человечества и Бога.
Но, что же получается. Что великий патриарх человеческого рода, на самом деле – мошенник. Конечно это не так.
История покупки первородства и обмана Иаковом своего отца рассказывает об одном совершено неожиданном духовном принципе.
Начну издалека. Есть у Иисуса такая, загадочная и мало понятная притча, рассказанная в Евнгелии от Луки (16.1-16.9). В ней идет речь о хитром управителе, который разворовывал имение своего хозяина. Когда жулик понял, что разоблачение близко, он пошел к должникам хозяина и подделал вместе с ними долговые расписки. Например, если кто-то был должен его хозяину 1000 условных единиц денег, он переделал расписку на 100 у.е.
Иисус объяснил, что теперь, даже если хозяин и выгонит своего вора-управителя, то соучастники его аферы помогут ему с куском хлеба.
Самое удивительное, что Иисус рассказал эту притчу ученикам, как пример того, как надо зарабатывать пропуск в «вечные обители».
Думаю, что Иисус не учил своих учеников воровству. Речь шла о другом. Пропуск в «Царство Божье» или в духовный мир следует получать любыми путями. Не взирая на правила и мораль, установленную людьми. Наверное, наше понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, весьма отличаются от этих же понятий у Бога. Не случайно Иисус сказал: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом…».
Серафим Саровский – великий святой России, говорил, что цель жизни христианина зарабатывать себе «святого духа». Именно зарабатывать,- объяснял он, — как купец зарабатывает свои деньги…
Так учил великий святой, а мы знаем, как купцы зарабатывают деньги: часто эти способы бывают далеко не безгрешны.
Человеческая мораль отличается от морали Бога.
Именно в этом заключался первый запрет, установленный Богом для людей.
Бог запретил людям судить, что такое добро и зло- запретил есть плод с дерева познания добра и зла (то самое яблоко…). Об этом уже говорилось в предидущих статьях.

Даже самый религиозный и верующий человек всегда уверен, что знает, что такое хорошо, а что плохо. Но ведь это категорически запрещено Богом.
Почему?
Мы не можем этого понять. Ну и что.
Мама запрещает маленькому ребенку играть спичками. Ему не понятен ее запрет, ведь в жизни младенца еще не было пожара.
А почему нельзя лезть в лужу? Совсем нелепый запрет, лишающий огромного наслаждения. Ведь для ребенка связь между мокрыми ногами и больным горлом пока неизвестна.
Мы, находясь в положении ребенка, относительно Бога, создавшего этот мир, не можем судить о добре и зле. Это находится за пределами наших знаний и нашей информации об этом мире.
Впервые прочитав Библию, люди недоумевают, почему Бог так жесток, злопамятен и кровожаден. Многие объясняют это тем, что так было во времена «Ветхого Завета». Но ведь и в «Новом Завете» поступки Иисуса и апостолов весьма далеки от сентиментальности и доброты.
Мы часто недоумеваем, почему тяжело болеет «праведник», и вполне счастливо живет «грешник». Мы не понимаем, почему Бог допускает страдания невинных младенцев, ужасные войны, катастрофы с многочисленными жертвами…
Как – то, поливая засыхающую сосенку у себя в саду, я подумал, что с точки зрения остальных деревьев я веду себя крайне несправедливо. Хорошие, пышные и зеленые деревья – я не поливал, а поливал жалкого заморыша. Ведь «хорошие» сосны делали все, что бы быть угодными мне: росли, хорошели. А я поливал «изгоя» общества, растущего плохо. Если бы у деревьев была какая-то мораль и этика внутренних взаимоотношений, то может быть эта сосна-заморыш вела себя совершенно «неправедно». Может быть, даже не соблюдала какие-то только им ведомые сосновые заповеди… Но я-то люблю весь свой сад, со всеми его деревьями, цветами и кустами.
Мне совершено не важна их внутренняя этика, не важны их критерии добра и зла. Ведь только я знаю, что я хочу в итоге получить от своего сада, и никогда, никто из самых умных и продвинутых растений не поймет моей логики. Они ни когда не поймут, почему из двух одинаковых и растущих рядом побегов, один был выкорчеван, а второй бережно оставлен.
Возможно, что и наши человеческие понятия о добре и зле весьма далеки от логики Бога.

Вы скажете, что во всех религиях есть нравственные ориентиры. Да это так. Однако, не смотря на это, даже верующие люди в рамках одной религии не могут найти одинаковых критериев добра и зла.
Например, все мы знаем историю Пония Пилата. Человека осудившего Иисуса Христа на распятие. В большинстве христианских религий он признан одним из основных злодеев человеческой истории.
Однако не все знают, что коптская церковь – одна из древнейших и уважаемых восточных церквей с общей численностью ее приверженцев до 27 млн.чел ( что по разным оценкам составляет 12-18 процентов православных христиан) официально канонизировала Понтия Пилата, как святого. Понятно, что и у сторонников и у противников такого взгляда есть свои аргументы. Так, «что есть истина»? – как сказал, тот же Понтий Пилат.
Вот об этом история с первородством.
Под приобретением «первородства» здесь понимается не наследование материальных благ, а приобретение желания к продвижению на более высокую духовную ступень.
В этом духовном процессе не существует человеческих критериев «добра и зла». Богу нужно только наше желание к «наследованию обетования», желание к духовному росту.
Почувствовав это желание, все остальное Творец сделает для нас сам….
Понравилась статья!


Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.