Из Записных книжек писателя:
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ СИМВОЛОВ (часть 2).

Источник: https://vericon.ru/vorozheya/solyarnyj-znak.html

Свастика. 

     Символ этот настолько древний, что никто не может сказать, когда он появился. Археологи датируют самые ранние его изображения шестым тысячелетием до нашей эры. За последний десяток тысяч лет во всех сторонах света его изображали столь часто, что вряд ли найдется символ, который мог бы с ним в этом посоперничать. На Земле немного знаков, имеющих тысячелетнюю историю, но ни один из них не имеет такой жуткой и трагической судьбы. В разных культурах и цивилизациях он всегда был божественным, знаком Солнца, счастья, движения, а превратился в символ самых бредовых идей и злодеяний, ужаса и мрака.

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Свастика

    Все дело, конечно, в развитии человеческой цивилизации. Европейская культура строилась на основе христианства. Постепенно она вытеснила знаки, мешающие продвижению символов новой веры. Но свастика, несмотря ни на что, нашла себе место и здесь. Слишком уж сильно было ее положительное начало и очевидна безобидность. Ее часто можно видеть на иконах – как православных, так и католических. Более того, на ранних этапах Христианства именно свастику (и рыбу) использовали для символического изображения Христа. Но постепенно она теряет изначальный смысл, хоть и не приобретает еще нового, зловещего. Просто превращается в элемент для орнаментов вышивок, рисунков и прочих изображений народных промыслов.

     А цивилизация продолжала развиваться. Бунты, революции, войны, расколы церкви… Такие времена – прекрасная почва для возникновения религиозных сект, появления астрологов и медиумов. Именно в этой обстановке свастика и получила новое рождение. И не без помощи некоторых исторических личностей.

 

 

Личность N 1

     Елена Блаватская, выходец из среды русской аристократии. Она сама, ее последователи и биографы приписывали ей сверхъестественные способности. Она могла усилием воли изменять вес предметов так, что их становилось невозможно удержать в руках, или они начинали подниматься и парить в воздухе. Методом перестукивания она общалась с бесплотными материями, устраивала сеансы столоверчения, ясновидения. Ее способности признавали Эдисон и Артур Конан Дойль. 

     Но как-то в США, заподозрив обман, специальная комиссия обнаружила в доме для сеансов перестукивания с духами двойные стены и некоторые другие приспособления. Блаватской пришлось уехать из страны. 

     Она появилась вновь через несколько лет, побывав в тибетском храме, где, по ее словам, была посвящена в смысл древнейших документов, открываемых лишь избранным. С тех пор к ней регулярно является некий Наставник (Махатма) и передает различные знания. Кроме нее увидеть или услышать Наставника не может никто. 

Источник: https://indubala.ru/stati-dlya-astrologov/rabotyi-studentov-goroskop-elenyi-blavaczkoj.html

     Блаватская утверждала, что лишь записывает то, что ей передают. Так на свет появились "Тайная доктрина" и другие ее произведения. Интерес к книгам и к ней самой то разгорался до ажиотажа, то угасал.

      Закончила свои дни Елена Петровна в полузабвении, больная, стесненная в средствах, но в окружении верных учеников и последователей. В памяти современников она осталась окруженной таинственностью и скандалами.

     Свой триумф она запланировала на 1991 год, именно так и произошло, и не где-нибудь, а в России. В каждом городе нашей страны теперь есть общества по изучению ее наследия. Книги ее постоянно переиздаются массовыми тиражами.

 

Второе рождение. 

     Своим новым рождением свастика обязана Елене Блаватской, которая в  1888 году издает книгу "Тайная доктрина", где излагает сакральную историю человечества, которая делится на семь циклов. Этапы эти она называет корневыми расами. Согласно доктрине каждой корневой расе соответствует свой символ.    

     Арийской расе соответствует свастика. Первоначально в понятиях "арийская раса" и "свастика" не было, да и быть не могло ничего настораживающего. 

     Но с этого момента началось шествие возрожденного знака по всему миру. Его изображают на открытках, книгах, журналах, денежных знаках, гербах и знаменах государств, используют в качестве символов в армиях стран Европы и Америки, украшают им ювелирные изделия. Мировой религией учение Блаватской не стало, но благодаря ему свастика вознеслась до невиданных высот.

Источник: https://coins.lave.ru/forum/viewtopic.php?f=17&t=1028857&view=previous

    Первым шагом к трагедии стала война начавшаяся в 1914 году, не сравнимая по своей мощи и масштабам ни с одной из предыдущих. Миллионы людей участвуют в этой бойне. Солдаты армий по обе стороны от линии фронта начинают носить амулеты и талисманы. Простого христианского креста или молитвы им уже не достаточно. Самым популярным солдатским оберегом у немцев и австрийцев становится свастика. Теперь это – эмблема воинствующего немецкого национализма. Именно тогда у нее появляется зловещий смысл. И чем ближе окончание войны, тем отчетливее видно превращение светлого символа в знак кошмара будущей войны. Как свастика перекочевала на знамя национал-социализма – отдельная тема, она требует упомянуть имя еще одной незаурядной личности.

 

Личность N 2

     Родившийся в Вене в 1848 году Гвидо фон Лист на рубеже веков основывает в Австрии новую религиозную доктрину. Утверждая, что может телепатически проникать в прошлое, он практически переписывает историю Германии.

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Лист,_Гвидо_фон

     Его мечта – открыть тайное наследие жрецов бога Одина. По легендам Один путем суровых страданий овладел тайной Рун. Лист знал, что Руны являются примитивным алфавитом, но он утверждал, что для германцев издревле они были еще и магическими символами.

      Свастика – это преобладающий символ. Фон Лист называл ее "дважды высокая священная тайна постоянного рождения". Он рассказывал скандинавскую легенду о том, как мир был создан с помощью огненной метлы. Свастика и есть эта огненная метла – символ самого акта творения. 

     К 1909 году Листа и основы его учения знает уже весь немецко-говорящий мир. В свою собственную немецкую мифологию фон Лист включил и учение Блаватской. А к 1911 г. подробно описал, как он представляет себе будущее германское государство. По его представлениям, это:

–       строгая и жесткая иерархия, в которой вождям подчиняются беспрекословно;

–       патриархальность государства;

–       звание гражданина имеют только арийцы, а чистоту расы охраняют суровые законы;

–       каждая семья обязана хранить документы о своем происхождении как доказательства чистоты арийской крови.

     Пройдет совсем немного времени, и взгляды Листа воплотит в своей идеологии национал-социализм. Но именно Гвидо подарил свастику Гитлеру вместе с идеей превосходства арийской расы.

 

Апогей, он же закат. 

     По свидетельству Конрада Хайдена, биографа Гитлера, символ свастики появился рядом с фюрером на первом публичном выступлении в 1921 году: "Новое красное знамя… с черной свастикой в белом диске было развернуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлен. Свастика стала одним из самых действенных мистических орудий Гитлера.

     Неведомая сила исходила от загадочного знака. И Гитлер, и его биограф лукавят. Фюрер, как фронтовик, прекрасно знал, как люди, прошедшие войну, относятся к этому символу. Он, будучи неплохим психологом масс, рассчитал, что будет, если этот знак разместить на знамени. 

Источник: https://bangkokbook.ru/foto/svastika-v-germanii.html

      Превращение солнечного знака в знак совершенно противоположный завершено. Свастика вступила в самый печальный и короткий этап своей истории. На одном из выступлений (еще в 20-х годах) Адольф Гитлер сказал: "В нашей борьбе имеются только две возможности: либо враг пройдет по нашим трупам, либо мы пройдем по его. И я желаю, чтобы моим саваном стало знамя свастики, если мне придется погибнуть в борьбе". (Кстати, Гитлер избегал собственно арийско-санскритского имени Swastika и всегда называл ее Hakenkreuz – загнутый крест.) Так оно и получилось. Бесноватый фюрер получил себе этот саван. А союзники-победители сделали из символа жупел и наложили табу.

 

Только факты. 

     Свастика – это правильный равносторонний крест, концы которого "сломаны" под прямым углом, что создает иллюзию вращения. Концы его могут быть загнуты как по часовой, так и против часовой стрелки.

      Свастика, "закрученная" концами влево, – буддийский символ бесконечного цикла существования.

      Свастика с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали на лобке великой семитской богини Иштар, которую в античной традиции сопоставляли с Артемидой, а в римской – с Дианой.

     Носили на себе свастику ведические и индуистские боги Агни, Брахмы, Сурии, Вишну, Шивы, Ганеши.

Источник: https://bangkokbook.ru/galereya/indiya-i-svastika-85-foto.html

     В Древней Греции со свастикой изображали Зевса, Гелиоса, Геру и Артемиду.

     Крылатый диск на свастике был символом солнечной энергии в Египте и Вавилоне.

     В символике североамериканских индейцев свастика была связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года.

     В Китае свастику тоже связывали с четырьмя сторонами света, а также она являлась символом числа 10 000, позднее ее стали использовать как знак бесконечности.

     В масонской традиции ее использовали в качестве символа, отводящего беду и зло.

     Свастика была секретным знаком гностиков и применялась вместо креста в секте манихеев.

     Первое издание, появившееся с изображением свастики на обложке, был журнал, издававшийся американским оккультным обществом, которое основала Блаватская.

     Книга Р. Киплинга "Рассказы об Индии" перегружена этим символом. Вплоть до 1933-го (года прихода к власти нацистов) это был личный герб писателя. Для него она воплощение силы, красоты, оригинальности и озарения.

     Временное правительство России помещает свастику вместе с двуглавым орлом на банкноты, в качестве центральных символов (с 1917 по 1922 гг.).

     В Красной Армии (в 1918 г.) она предлагалась в центре эмблемы нарукавной нашивки бойцов Юго-Восточного фронта. Но утвердили звезду.

     Желтая свастика внутри голубого равноконечного креста и поныне образует "крест свободы" в левом верхнем углу президентского флага Финляндии.

Источник: https://bangkokbook.ru/foto/prezidentskij-shtandart-finlyandii.html

      Благодаря Паулю Кли свастика стала эмблемой авангардного художественно-архитектурного объединения "Баухаус".

     Поселок золотодобытчиков в пяти милях от Киркланд Лейк (штат Онтарио) носит название "Свастика". Соответствующий знак использовался там как символ удачи с 1904 г.

     Свастику часто печатал Э. Филлипс и другие производители почтовых открыток в Соединенных Штатах и Великобритании 1900-1910-х гг., называя его "крестом счастья", состоящим из "четырех L": Light (света), Love (любви), Life (жизни) и Luck (удачи).

Источник: https://www.viaggiarelibera.com/la-svastica-le-origini-vero-significato/

     До конфронтации с гитлеровской Германией свастику нередко вышивали домохозяйки США и Канады, поскольку она входила в число наиболее употребительных орнаментов.

     Свастика с лилией в центре изображалась на "значках благодарности" у бойскаутов вплоть до 1940 г. Основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл объяснял, что она изображает схематическую карту Атлантиды с 4-мя реками, вытекающими из единого центра.

     Клуб девушек (Girl's Club) выпускал ежемесячник "Свастика". Когда девушки успешно справлялись со своими обязанностями по клубу, их награждали подвеской в виде алмазной свастики. Девиз гласил: "Каждая девушка хочет иметь собственную свастику".           Сохранилась фотография Жаклин Бувье, будущей жены американского президента Кеннеди, где она стоит в "индейском" платье со свастикой.

    Свастиками орнаментировали металлические лестничные пролеты в Лос-Анджелесе, они до сих пор украшают ряд общественных и частных зданий Лас-Вегаса, Виннипега, других городов США и Канады.

Источник: https://www.marylmartin.com/product/christmas-greetings-holly-leaves-and-swastika-winsch-vintage-postcard-aa69257/

Михаил Давидович Харит — советский и российский учёный, архитектор, доктор технических наук, профессор, писатель, лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.